Что такое молитва?
Молитва – это разговор или общение с Богом. В молитве мы не только можем говорить с Богом и обращаться к Нему, но и слушать то, что Он говорит нам. Больше всего Бог говорит нам сейчас через Своё Слово – Библию, но Он также желает личного общения с нами через молитву, где Он прямо обращается к нам, и где мы можем обращаться к Нему.
Молитва – это выражение любви к Богу, находящейся в нашем сердце. Ведь чем сердце наполнено, то говорят уста (Мт. 12:34). Если сердце наполнено любовью к Богу, это будет выражаться в желании общаться с Ним в молитве.
Мы всегда желаем быть в присутствии того, кого мы любим, и желаем проводить в общении с ним, или с ней как можно больше времени. Если мы любим Бога, то обязательно будем находить время для того, чтобы быть в Его присутствии и общаться с Ним в молитве. Молитва – это служение Богу, исходящее от нашего сердца. Давайте посмотрим, как об этом сказано в Священном Писании:
Втор.6:5 «И ЛЮБИ ГОСПОДА, БОГА ТВОЕГО, ВСЕМ СЕРДЦЕМ ТВОИМ, и всею душею твоею и всеми силами твоими».
Втор.10:12 «Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его, И ЛЮБИЛ ЕГО, И СЛУЖИЛ ГОСПОДУ, БОГУ ТВОЕМУ, ОТ ВСЕГО СЕРДЦА ТВОЕГО и от всей души твоей».
Лук.2:36-37 «Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, ПОСТОМ И МОЛИТВОЮ СЛУЖА БОГУ день и ночь».
Препятствия в молитвах
Несмотря на то, что Бог желает слушать молитвы людей, многие молитвы остаются невыслушанными Им. Существуют препятствия, из-за которых Бог не слушает молитвы людей и не отвечает на них. Давайте рассмотрим некоторые из этих препятствий:
1. Грех
Одним из самых основных препятствий в молитве является непокаянный грех в жизни человека. Библия очень ясно говорит нам, что грехи делают разделение между Богом и людьми, и что грешников Бог не слушает. При этом бывают некоторые исключения. Например, Бог слушает молитву кающегося грешника. Иногда Бог выслушивает молитвы грешников и отвечает на них для того, чтобы убедить их, что Он есть, показать Свою силу и могущество, и привести их к Себе. Но в большинстве других случаев, Бог не слушает молитву грешников, и не исполняет их прошений. Об этом говорится во множестве мест Священного Писания:
Пс.65:18 «Если бы я видел беззаконие в сердце моем, то не услышал бы меня Господь».
Прит.15:8 «Жертва нечестивых – мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему».
Ис.59:1-2 «Вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать. Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать».
Иоан.9:31 «Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает».
Один из серьёзных грехов, который может послужить препятствием в нашей молитве – это грех религиозной гордости, самоправедности и унижения других людей. Чтобы предупредить людей об опасности этого греха, Иисус рассказал людям притчу о фарисее и мытаре (Лк.18:9-14).
2. Неверие
Следующим сильным препятствием в молитве является неверие. Иисус учил, что нужно иметь веру для того, чтобы получить просимое. Апостол Иаков также писал в своём Послании, что нужно просить с верою:
Мар.11:24 «Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, - и будет вам».
Иак.1:5-7 «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа».
3. Неготовность к молитве
Ещё одним препятствием в молитве может быть неготовность к молитве. В Священном Писании сказано, что очень важно готовить себя к молитве. Это приготовление включает в себя как внутреннее приготовление, так и внешнее приготовление:
Сир.18:23 «ПРЕЖДЕ, НЕЖЕЛИ НАЧНЕШЬ МОЛИТЬСЯ, ПРИГОТОВЬ СЕБЯ, и не будь как человек, искушающий Господа».
Внутреннее приготовление – это приготовление нашего сердца, наших мыслей к молитве. Давид приготовлял своё сердце перед тем, как петь Богу, молиться и славить Бога. Он начинал думать и размышлять о Боге, о Его милости и истине. Мы тоже перед тем, как молиться, должны постараться удалить все лишние мысли, и стараться думать только о Боге, о Его милости, и о том, какими словами мы будем славить Его, и обращаться к Нему в нашей молитве. Также нужно быть готовым слушать Бога в молитве.
Пс.56:8 «ГОТОВО СЕРДЦЕ МОЕ, БОЖЕ, готово сердце мое: буду петь и славить».
Еккл.4:17 «Наблюдай за ногою твоею, когда идешь в дом Божий, И БУДЬ ГОТОВ БОЛЕЕ К СЛУШАНИЮ, НЕЖЕЛИ К ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЮ; ибо они не думают, что худо делают».
Внешнее приготовление к молитве – это подготовка нашего внешнего вида для молитвы, и подготовка места для молитвы. Мы должны приготовить к молитве самих себя внешне. Когда-то Бог говорил священникам, что они должны быть одеты в особую одежду, когда служат в храме и приносят жертвы. Им нужно было одеваться в приличную чистую одежду, которая хорошо закрывала наготу (Исх.20:26, 28:40-43).
Сегодня Господь тоже хочет, чтобы мы, когда молимся или идём на собрание, во-первых, были одеты в приличную чистую одежду, которая хорошо закрывает наше тело (1Тим.2:9). Когда мы делаем это, то показываем таким образом, что у нас есть уважение к Богу, и страх Божий. Если кто-то идёт на собрание или начинает молиться в неприличном виде, он неуважительно относиться к Богу, и Бог не будет слушать его молитву и отвечать на неё:
Исх.20:26 «И не всходи по ступеням к жертвеннику Моему, ДАБЫ НЕ ОТКРЫЛАСЬ ПРИ НЕМ НАГОТА ТВОЯ».
Исх.28:42-43 «И СДЕЛАЙ ИМ НИЖНЕЕ ПЛАТЬЕ ЛЬНЯНОЕ, ДЛЯ ПРИКРЫТИЯ ТЕЛЕСНОЙ НАГОТЫ ОТ ЧРЕСЛ ДО ГОЛЕНЕЙ, и да будут они на Аароне и на сынах его, когда будут они входить в скинию собрания, или приступать к жертвеннику для служения во святилище, ЧТОБЫ ИМ НЕ НАВЕСТИ [НА СЕБЯ] ГРЕХА И НЕ УМЕРЕТЬ. [Это] устав вечный для него и для потомков его по нем».
1Кор.11:4-13 «Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И ВСЯКАЯ ЖЕНА, МОЛЯЩАЯСЯ или ПРОРОЧЕСТВУЮЩАЯ с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. ИТАК МУЖ НЕ ДОЛЖЕН ПОКРЫВАТЬ ГОЛОВУ, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. ПОСЕМУ ЖЕНА И ДОЛЖНА ИМЕТЬ НА ГОЛОВЕ СВОЕЙ ЗНАК ВЛАСТИ НАД НЕЮ, ДЛЯ АНГЕЛОВ. Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же - от Бога. РАССУДИТЕ САМИ, ПРИЛИЧНО ЛИ ЖЕНЕ МОЛИТЬСЯ БОГУ С НЕПОКРЫТОЮ ГОЛОВОЮ?».
1Тим.2:8-10 «Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения; чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию».
Во-вторых, Иисус также учил, что для того, чтобы помолиться Богу, нам нужно найти спокойное тихое место, где нас никто не будет видеть и отвлекать от молитвы:
Матф.6:6 «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».
Иисус говорил, что Бог обязательно вознаградит тех, кто молится Ему, закрывшись в своей комнате так, чтобы никто его не отвлекал и не видел. Бог ответит на молитву таких людей и поможет им. Если, конечно, у них не будет других препятствий для молитвы. Что же ещё может быть препятствием для молитвы, кроме греха, неверия, и неготовности к молитве?
4. Неправильные отношения в семье, церкви, на работе
Неправильные отношения в семье, например, между мужьями и жёнами, могут послужить причиной препятствия в молитвах:
Мал.2:13-14 «И вот еще что вы делаете: вы заставляете обливать слезами жертвенник Господа с рыданием и воплем, так что Он уже не призирает более на приношение и не принимает умилоствительной жертвы из рук ваших. Вы скажете: `за что?' За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя».
1Пет.3:1-7 «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы - дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха.
Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах».
Текст, который приведён выше, о препятствии в молитвах, обычно применяют только к мужьям. Но он применим как к мужьям, так и к жёнам. Он должен читаться в контексте с первого по седьмой стих. Если жена неправильно ведёт себя по отношению к мужу, не повинуется мужу и не уважает его, не имеет кроткого и молчаливого духа, украшает свою внешность наперекор Священному Писанию, то она будет иметь препятствие в молитве.
Отношения мужей и жён и их влияние на молитву приведены здесь как пример, и не ограничены только этими отношениями. Если дети ведут себя неправильно по отношению к родителям, родители по отношению к детям, члены церкви по отношению к пастырям, и так далее, то они будут иметь препятствие в молитве. Их молитвы не будут услышаны. Иисус Христос учил, что прежде, чем приносить Богу жертву, нужно поправить отношения, если кто-либо имеет что-нибудь против нас. Мы читали немного раньше из Священного Писания, что молитва является нашей жертвой Богу. Поэтому очень важно иметь правильные отношения с людьми перед тем, как молиться:
Матф.5:23-24 «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой».
5. Прошение не по Божьей воле или для своих похотей
Молитвы могут быть не услышаны и тогда, когда люди просят чего-то не по Божьей воле, или просят для угождения своим похотям и прихотям. Молитва не есть просто предоставление Богу списка наших нужд и желаний, которые Он должен выполнить.
Молитва – это участие в Божьих планах, и в исполнении Его воли на земле. Поэтому, прежде чем молиться, нужно убедиться, что то, о чём мы молимся, есть согласно с волей Божией. Только тогда мы можем быть уверенными, что наши молитвы будут услышаны и отвечены.
Чтобы узнать волю Божию, нужно изучать Священное Писание, и научиться слушать Бога в молитве. Если человек не желает узнать волю Божию, отвращает своё ухо от слушания Закона Божьего, то его молитва – мерзость пред Богом. В Библии сказано, что Бог исполняет желания боящихся Его. Боящиеся Бога – это люди, для которых исполнение Божьей воли является самым главным в жизни:
Иак.4:1-3 «Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете - и не имеете; убиваете и завидуете - и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете - и не имеете, потому что не просите. ПРОСИТЕ, И НЕ ПОЛУЧАЕТЕ, ПОТОМУ ЧТО ПРОСИТЕ НЕ НА ДОБРО, А ЧТОБЫ УПОТРЕБИТЬ ДЛЯ ВАШИХ ВОЖДЕЛЕНИЙ».
1Иоан.5:14-15 «И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, ЧТО, КОГДА ПРОСИМ ЧЕГО ПО ВОЛЕ ЕГО, ОН СЛУШАЕТ НАС. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, - знаем и то, что получаем просимое от Него».
Пс.144:19 «Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их».
Составные части молитвы
Обычно, полная молитва состоит из нескольких частей, таких как: исповедание греха, прославление Бога, поклонение Богу, прошение за себя и других, благодарение Богу. Но иногда молитва может состоять только из одной или некоторых из этих частей. Давайте рассмотрим части молитвы:
1) Исповедание
Мы немного выше приводили тексты из Священного Писания о том, что грешников Бог не слушает. Грех производит разделение между Богом и людьми. Поэтому, если мы начинаем молитву, и знаем, что в нашей жизни есть непокаянный и непрощённый грех, нужно начинать молитву с покаяния, и исповедания этого греха. Если мы этого не сделаем, и будем молиться с грехом, наша молитва не будет услышана. Если грех был сделан не только против Бога, но и против человека, то нужно попросить прощения у него, и поправить отношения перед молитвой:
Иак.5:16 «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного».
1Иоан.1:6-10 «Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас».
1Иоан.2:1-2 «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира».
В Библии есть пример молитвы, которая началась с покаяния и исповедания греха. Это молитва царя Давида после того, как он согрешил пред Богом. Осознав свой грех, он не начал свою молитву с прославления Бога, благодарения, или прошения за свои нужды. Он начал молитву с исповедания греха. Это пример для нас, как начинать молитву, если мы знаем, что согрешили в чём-то:
Пс.50:1-6 «Начальнику хора. Псалом Давида, когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как Давид вошел к Вирсавии. Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем».
Исповедовать означает соглашаться, признавать, сознавать, говорить то же. Исповедовать грех – это признавать свой грех пред Богом, называть его своим именем. Исповедание должно сопровождаться решением оставить свой грех, и просьбой к Богу о милости и прощении.
Мы не всегда можем видеть себя так, как видит нас Бог. Мы не всегда можем заметить свои грехи и проступки, или помнить о них. Поэтому важно молиться, чтобы Бог очищал нас от тайных грехов. В Библии есть несколько примеров молитв, которыми мы можем молиться о таком очищении:
Пс.18:13-15 «Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения. Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!».
Пс.138:23-24 «Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный».
2) Благодарение
Следующая важная часть молитвы – это благодарение. Мы благодарим Бога за то, что Он сделал и делает для нас, и для других людей. Синонимами слова благодарение являются слова благословение и славословие (в Русском Синодальном Переводе). Если мы начали молитву с исповедания греха, то следующее, что мы можем сделать – это поблагодарить Бога за прощение наших грехов, и за Его Сына Иисуса Христа, через веру в Которого мы можем получить прощение грехов.
Благодарение может предшествовать прославлению, готовя нас к нему. Поэтому молитву можно начинать с исповедания или благодарения, а затем переходить к прославлению и хвале. Благодарение также может следовать за прошением, как выражение нашей благодарности за то, что Бог уже сделал, и выражение нашей веры в то, что Он ещё сделает. Когда мы благодарим Бога за ответы на наши молитвы ещё до того, как мы получили эти ответы, мы выражаем тем самым свою веру. Иисус Христос учил нас, что мы должны просить и молиться с верой.
Пс.99:4 «Входите во врата Его со славословием, во дворы Его – с хвалою. Славьте Его, благословляйте имя Его».
1Кор.14:16-17 «Ибо если ты будешь БЛАГОСЛОВЛЯТЬ духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет: `аминь' при твоем БЛАГОДАРЕНИИ? Ибо он не понимает, что ты говоришь. Ты хорошо БЛАГОДАРИШЬ, но другой не назидается».
Фил.4:6 «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве И ПРОШЕНИИ С БЛАГОДАРЕНИЕМ открывайте свои желания пред Богом».
Пример того, за что можно благословлять Бога (или благодарить, славословить Его), нам дан в 102-м Псалме:
Пс.102:1-5 «Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя - святое имя Его. 2Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его. 3Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои; 4избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами; 5насыщает благами желание твое: обновляется, подобно орлу, юность твоя».
3) Прославление
Следующей важной частью молитвы является прославление Бога. Если мы начинаем свою молитву, будучи чистыми и свободными от греха, то наша молитва может начинаться с благодарения, а затем прославления Бога. Но если мы начинаем молитву с виной греха, то начинать молитву нужно с исповедания и покаяния, затем переходить к благодарению, а после этого к прославлению Бога. Пример этому также можно найти в 50-м Псалме:
Пс.50:11-17 «ОТВРАТИ ЛИЦЕ ТВОЕ ОТ ГРЕХОВ МОИХ И ИЗГЛАДЬ ВСЕ БЕЗЗАКОНИЯ МОИ. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, И ЯЗЫК МОЙ ВОСХВАЛИТ ПРАВДУ ТВОЮ. ГОСПОДИ! ОТВЕРЗИ УСТА МОИ, И УСТА МОИ ВОЗВЕСТЯТ ХВАЛУ ТВОЮ».
Прославление Бога или хвала Богу – это провозглашение того, кем Бог есть, и что Он сделал, делает и будет делать во вселенной. Хороший и яркий пример того, что значит славить или хвалить Бога, мы можем увидеть в Псалмах 94-м, 95-м и 99-м (а также во многих других):
Пс.94:1-5 «Приидите, воспоем Господу, воскликнем [Богу], твердыне спасения нашего; предстанем лицу Его со славословием, в песнях воскликнем Ему, ибо Господь есть Бог великий и Царь великий над всеми богами. В Его руке глубины земли, и вершины гор - Его же; Его - море, и Он создал его, и сушу образовали руки Его».
Пс.95:1-10 «Воспойте Господу песнь новую; воспойте Господу, вся земля; пойте Господу, благословляйте имя Его, благовествуйте со дня на день спасение Его; возвещайте в народах славу Его, во всех племенах чудеса Его; ибо велик Господь и достохвален, страшен Он паче всех богов. Ибо все боги народов - идолы, а Господь небеса сотворил. Слава и величие пред лицем Его, сила и великолепие во святилище Его. Воздайте Господу, племена народов, воздайте Господу славу и честь; воздайте Господу славу имени Его, несите дары и идите во дворы Его; поклонитесь Господу во благолепии святыни. Трепещи пред лицем Его, вся земля! Скажите народам: Господь царствует! потому тверда вселенная, не поколеблется. Он будет судить народы по правде».
Пс.99:1-5 «Воскликните Господу, вся земля! Служите Господу с веселием; идите пред лице Его с восклицанием! Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы - Его, Его народ и овцы паствы Его. Входите во врата Его со славословием, во дворы Его - с хвалою. Славьте Его, благословляйте имя Его, ибо благ Господь: милость Его вовек, и истина Его в род и род».
Слава, которую принимает Бог, должна возноситься Ему через Иисуса Христа. Только такая слава от людей угодна и приятна Богу. Бог не принимает славы от тех, которые отвергают Его возлюбленного Сына:
1Пет.4:11 «Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, ДАБЫ ВО ВСЕМ ПРОСЛАВЛЯЛСЯ БОГ ЧЕРЕЗ ИИСУСА ХРИСТА, Которому слава и держава во веки веков. Аминь».
Иуд.1:25 «Единому Премудрому Богу, Спасителю нашему ЧРЕЗ ИИСУСА ХРИСТА Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки. Аминь».
4) Поклонение
Следующей очень важной частью молитвы, после прославления, есть поклонение Богу. Именно в таком порядке они записаны в Священном Писании. Сначала происходит прославление, затем поклонение:
Пс.95:7-10 «ВОЗДАЙТЕ ГОСПОДУ, ПЛЕМЕНА НАРОДОВ, ВОЗДАЙТЕ ГОСПОДУ СЛАВУ И ЧЕСТЬ; ВОЗДАЙТЕ ГОСПОДУ СЛАВУ ИМЕНИ ЕГО, несите дары и идите во дворы Его; ПОКЛОНИТЕСЬ ГОСПОДУ ВО БЛАГОЛЕПИИ СВЯТЫНИ. Трепещи пред лицем Его, вся земля! Скажите народам: Господь царствует! потому тверда вселенная, не поколеблется. Он будет судить народы по правде».
Поклонение в буквальном смысле этого слова – это наклонение тела вперёд пред Богом, или падание лицом вниз пред Богом, как выражение почтения, подчинения, смирения пред Богом, и восхищения славой и величием Бога:
Исх.33:10 «И видел весь народ столп облачный, стоявший у входа в скинию; и вставал весь народ, и поклонялся каждый у входа в шатер свой».
Исх.34:8 «Моисей тотчас пал на землю и поклонился [Богу]».
Исх.34:14 «Ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа [Бога], потому что имя Его - ревнитель; Он Бог ревнитель».
Неем.8:5-6 «И открыл Ездра книгу пред глазами всего народа, потому что он стоял выше всего народа. И когда он открыл ее, весь народ встал. И БЛАГОСЛОВИЛ ЕЗДРА ГОСПОДА БОГА ВЕЛИКОГО. И весь народ отвечал: аминь, аминь, поднимая вверх руки свои, - И ПОКЛОНЯЛИСЬ И ПОВЕРГАЛИСЬ ПРЕД ГОСПОДОМ ЛИЦЕМ ДО ЗЕМЛИ».
2Пар.29:28-30 «И все собрание молилось, и певцы пели, и трубили трубы, доколе не окончилось всесожжение. По окончании же всесожжения царь и все находившиеся при нем преклонились и поклонились. И сказал царь Езекия и князья левитам, ЧТОБ ОНИ СЛАВИЛИ ГОСПОДА словами Давида и Асафа прозорливца, И ОНИ СЛАВИЛИ С РАДОСТЬЮ И ПРЕКЛОНЯЛИСЬ И ПОКЛОНЯЛИСЬ».
Но настоящее поклонение – это не просто физическое действие. Поклонение, которого желает Бог, это поклонение в духе и истине. Это поклонение может происходить на всяком месте, и в каждой молитве. Таких поклонников Бог Отец ищет себе. Поклоняющиеся Богу должны поклоняться Ему в духе и истине:
Иоан.4:19-24 «Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине».
Иисус учил, что поклоняющиеся Богу должны поклоняться в духе и истине. Что значит поклоняться в духе? Поклоняться в духе значит поклоняться внутренне, с правильным расположением своего духа. Дух – это самая сокровенная внутренняя часть человеческого естества. В сферу духа входит наша совесть, интуиция (знание, приходящее от помазания), и способность общаться и соединяться с Богом. Поклонение должно происходить в духе, а не только внешне, телом.
Итак, поклонение в духе – это глубокое внутренне восхищение Богом, его славою, величием и Его делами. Это благоговейное, внутреннее, трепетное, смиренное поклонение нашего духа пред Богом в осознании Его величия, могущества, славы, святости и любви, и нашей ничтожности по сравнению с Ним. Поклонение в духе – это то, чего Бог достоин, и что Он желает от человека:
Пс.5:8 «Но я, по великой милости Твоей, войду в дом Твой, ПОКЛОНЮСЬ В СВЯТОМ ХРАМЕ ТВОЕМ В СТРАХЕ ПЕРЕД ТОБОЙ». (Новый Русский Перевод)
Пс.91:5 «Ибо Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим: Я ВОСХИЩАЮСЬ ДЕЛАМИ РУК ТВОИХ».
Пс.95:9 «ПОКЛОНИТЕСЬ ГОСПОДУ ВО БЛАГОЛЕПИИ СВЯТЫНИ. Трепещи пред лицем Его, вся земля!».
Поклонение в истине – означает поклонение, которое соответствует Слову Божьему, потому что оно есть истина (Ин.17:17). Иисус Христос также является Словом Божиим, ставшим плотью, и Он есть Истина (Ин.1:14, 14:6). Поклоняться Богу в истине могут только те, кто находится в истине – в Иисусе Христе. Кто признал Его своим Господом, и живёт в соответствии с Его Словом (Рим. 10:9). Поклонение Богу в истине невозможно без пребывания в Иисусе Христе. Без Иисуса Христа мы не можем делать ничего, и не можем поклоняться Отцу в духе и истине (Ин.15:1-8). Поклонение Богу в истине происходит через Иисуса Христа. Он есть Путь, Истина, и Жизнь, и только через Него мы можем приходить к Отцу, в том числе и для поклонения. Иисус явил нам Отца, и только через Иисуса Христа мы имеем доступ к Богу:
Иоан.17:17 «Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина».
Иоан.14:6 «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня».
Иоан.15:5 «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего».
5) Прошение
Следующей частью молитвы является прошение. Когда мы пришли в Божье присутствие через Иисуса Христа, и поклонились Богу в духе и истине, мы можем принести Ему наши прошения, чтобы получить милость, и обрести благодать для благовременной помощи. Мы можем просить как за себя, так и за других людей:
Евр.4:14-16 «Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи».
Фил.4:6 «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом».
1Тим.2:1 «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков».
Настойчивость и постоянство в молитвах
Настойчивость
Иисус Христос учил, что для того, чтобы получать ответы на свои молитвы, нужна настойчивость. Нужно не переставать молиться, и не унывать, если мы не получили ответ на свою молитву быстро. Если мы убрали все препятствия для молитвы, о которых мы говорили раньше, то Бог обязательно ответит нам, но этого ответа нужно ждать с терпением. Нужно продолжать молиться, пока мы не получим ответ. Наша настойчивость в молитве является свидетельством нашей веры. Чтобы наглядно показать нам важность настойчивости в молитве, Иисус рассказал несколько притч:
Лук.11:5-13 «И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба, ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему; а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе. Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит.
И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него».
Лк.18:1-8 «Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать, говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне. И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?».
Постоянство
В Священном Писании много раз сказано о том, насколько важно иметь в молитве постоянство. Бог желает, чтобы мы молились всегда. Наши молитвы должны быть регулярными, и в нашей жизни не должно быть периодов, когда мы долгое время остаёмся без молитвы:
Лук.21:36 «Итак БОДРСТВУЙТЕ НА ВСЯКОЕ ВРЕМЯ И МОЛИТЕСЬ, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого».
1Пет.4:7 «Впрочем близок всему конец. Итак будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах».
Рим.12:12 «Утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, В МОЛИТВЕ ПОСТОЯННЫ».
Еф.6:18 «Всякою молитвою и прошением МОЛИТЕСЬ ВО ВСЯКОЕ ВРЕМЯ ДУХОМ, и старайтесь о сем самом СО ВСЯКИМ ПОСТОЯНСТВОМ И МОЛЕНИЕМ о всех святых».
1Фесс.5:17-18 «НЕПРЕСТАННО МОЛИТЕСЬ. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе».
В Библии записаны примеры о том, как святые люди были постоянны в своих молитвах. Они имели определённые часы для молитвы, которых они придерживались регулярно, несмотря ни на какие обстоятельства. В основном, они молились три раза в день – вечером, утром и в полдень:
Пс.54:18 «ВЕЧЕРОМ И УТРОМ И В ПОЛДЕНЬ буду умолять и вопиять, и Он услышит голос мой».
Дан.6:10 «Даниил же, узнав, что подписан такой указ, пошел в дом свой; окна же в горнице его были открыты против Иерусалима, И ОН ТРИ РАЗА В ДЕНЬ ПРЕКЛОНЯЛ КОЛЕНИ, И МОЛИЛСЯ СВОЕМУ БОГУ, и славословил Его, как это делал он и прежде того».
Учение Иисуса Христа о молитве
Как следует молиться?
Иисус также учил, что молясь не нужно говорить лишнего:
Матф.6:7-8 «А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; 8не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него».
Какими словами молиться?
Далее, продолжая Своё учение о молитве, Иисус, дал ученикам конкретные слова, которыми нужно молиться к Богу. Эта молитва часто называется «Молитва Господня», так как она дана Господом Иисусом Христом. Её также называют «Молитва учеников», так как Иисус заповедал Своим ученикам молиться такой молитвой. Ещё она известна под названием «Отче наш». Это название произошло от начальных слов этой молитвы:
Матф.6:9-13 «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь».
Молитва Господня – это прекрасная и сильная молитва по Божьей воле. Несмотря на свою краткость, она содержит в себе очень много. Обдуманно молясь от всего сердца этой молитвой, и соглашаясь с каждой её фразой, мы сможем пережить особое общение с Богом, и особое благословение от Него.
Важность прощения
После того, как Иисус сказал ученикам молитву, которой они должны молиться, он продолжил учить о молитве. Иисус обратил особое внимание учеников на важность прощения других, для того, чтобы самому получить прощение у Бога:
Матф.6:14-15 «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших».
Мар.11:25-26 «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших».
Прощение – это решение нашей воли не мстить человеку за зло, которое он причинил нам, не держать на него зла в сердце, не использовать то, что он сделал нам, как причину делать ему зло, и не напоминать о его поступке.
Домашнее задание
1. Выучите наизусть:
«Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» Филиппийцам 4:6-7.
Молитва – это разговор или общение с Богом. В молитве мы не только можем говорить с Богом и обращаться к Нему, но и слушать то, что Он говорит нам. Больше всего Бог говорит нам сейчас через Своё Слово – Библию, но Он также желает личного общения с нами через молитву, где Он прямо обращается к нам, и где мы можем обращаться к Нему.
Молитва – это выражение любви к Богу, находящейся в нашем сердце. Ведь чем сердце наполнено, то говорят уста (Мт. 12:34). Если сердце наполнено любовью к Богу, это будет выражаться в желании общаться с Ним в молитве.
Мы всегда желаем быть в присутствии того, кого мы любим, и желаем проводить в общении с ним, или с ней как можно больше времени. Если мы любим Бога, то обязательно будем находить время для того, чтобы быть в Его присутствии и общаться с Ним в молитве. Молитва – это служение Богу, исходящее от нашего сердца. Давайте посмотрим, как об этом сказано в Священном Писании:
Втор.6:5 «И ЛЮБИ ГОСПОДА, БОГА ТВОЕГО, ВСЕМ СЕРДЦЕМ ТВОИМ, и всею душею твоею и всеми силами твоими».
Втор.10:12 «Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его, И ЛЮБИЛ ЕГО, И СЛУЖИЛ ГОСПОДУ, БОГУ ТВОЕМУ, ОТ ВСЕГО СЕРДЦА ТВОЕГО и от всей души твоей».
Лук.2:36-37 «Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, ПОСТОМ И МОЛИТВОЮ СЛУЖА БОГУ день и ночь».
Препятствия в молитвах
Несмотря на то, что Бог желает слушать молитвы людей, многие молитвы остаются невыслушанными Им. Существуют препятствия, из-за которых Бог не слушает молитвы людей и не отвечает на них. Давайте рассмотрим некоторые из этих препятствий:
1. Грех
Одним из самых основных препятствий в молитве является непокаянный грех в жизни человека. Библия очень ясно говорит нам, что грехи делают разделение между Богом и людьми, и что грешников Бог не слушает. При этом бывают некоторые исключения. Например, Бог слушает молитву кающегося грешника. Иногда Бог выслушивает молитвы грешников и отвечает на них для того, чтобы убедить их, что Он есть, показать Свою силу и могущество, и привести их к Себе. Но в большинстве других случаев, Бог не слушает молитву грешников, и не исполняет их прошений. Об этом говорится во множестве мест Священного Писания:
Пс.65:18 «Если бы я видел беззаконие в сердце моем, то не услышал бы меня Господь».
Прит.15:8 «Жертва нечестивых – мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему».
Ис.59:1-2 «Вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать. Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать».
Иоан.9:31 «Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает».
Один из серьёзных грехов, который может послужить препятствием в нашей молитве – это грех религиозной гордости, самоправедности и унижения других людей. Чтобы предупредить людей об опасности этого греха, Иисус рассказал людям притчу о фарисее и мытаре (Лк.18:9-14).
2. Неверие
Следующим сильным препятствием в молитве является неверие. Иисус учил, что нужно иметь веру для того, чтобы получить просимое. Апостол Иаков также писал в своём Послании, что нужно просить с верою:
Мар.11:24 «Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, - и будет вам».
Иак.1:5-7 «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа».
3. Неготовность к молитве
Ещё одним препятствием в молитве может быть неготовность к молитве. В Священном Писании сказано, что очень важно готовить себя к молитве. Это приготовление включает в себя как внутреннее приготовление, так и внешнее приготовление:
Сир.18:23 «ПРЕЖДЕ, НЕЖЕЛИ НАЧНЕШЬ МОЛИТЬСЯ, ПРИГОТОВЬ СЕБЯ, и не будь как человек, искушающий Господа».
Внутреннее приготовление – это приготовление нашего сердца, наших мыслей к молитве. Давид приготовлял своё сердце перед тем, как петь Богу, молиться и славить Бога. Он начинал думать и размышлять о Боге, о Его милости и истине. Мы тоже перед тем, как молиться, должны постараться удалить все лишние мысли, и стараться думать только о Боге, о Его милости, и о том, какими словами мы будем славить Его, и обращаться к Нему в нашей молитве. Также нужно быть готовым слушать Бога в молитве.
Пс.56:8 «ГОТОВО СЕРДЦЕ МОЕ, БОЖЕ, готово сердце мое: буду петь и славить».
Еккл.4:17 «Наблюдай за ногою твоею, когда идешь в дом Божий, И БУДЬ ГОТОВ БОЛЕЕ К СЛУШАНИЮ, НЕЖЕЛИ К ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЮ; ибо они не думают, что худо делают».
Внешнее приготовление к молитве – это подготовка нашего внешнего вида для молитвы, и подготовка места для молитвы. Мы должны приготовить к молитве самих себя внешне. Когда-то Бог говорил священникам, что они должны быть одеты в особую одежду, когда служат в храме и приносят жертвы. Им нужно было одеваться в приличную чистую одежду, которая хорошо закрывала наготу (Исх.20:26, 28:40-43).
Сегодня Господь тоже хочет, чтобы мы, когда молимся или идём на собрание, во-первых, были одеты в приличную чистую одежду, которая хорошо закрывает наше тело (1Тим.2:9). Когда мы делаем это, то показываем таким образом, что у нас есть уважение к Богу, и страх Божий. Если кто-то идёт на собрание или начинает молиться в неприличном виде, он неуважительно относиться к Богу, и Бог не будет слушать его молитву и отвечать на неё:
Исх.20:26 «И не всходи по ступеням к жертвеннику Моему, ДАБЫ НЕ ОТКРЫЛАСЬ ПРИ НЕМ НАГОТА ТВОЯ».
Исх.28:42-43 «И СДЕЛАЙ ИМ НИЖНЕЕ ПЛАТЬЕ ЛЬНЯНОЕ, ДЛЯ ПРИКРЫТИЯ ТЕЛЕСНОЙ НАГОТЫ ОТ ЧРЕСЛ ДО ГОЛЕНЕЙ, и да будут они на Аароне и на сынах его, когда будут они входить в скинию собрания, или приступать к жертвеннику для служения во святилище, ЧТОБЫ ИМ НЕ НАВЕСТИ [НА СЕБЯ] ГРЕХА И НЕ УМЕРЕТЬ. [Это] устав вечный для него и для потомков его по нем».
1Кор.11:4-13 «Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И ВСЯКАЯ ЖЕНА, МОЛЯЩАЯСЯ или ПРОРОЧЕСТВУЮЩАЯ с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. ИТАК МУЖ НЕ ДОЛЖЕН ПОКРЫВАТЬ ГОЛОВУ, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. ПОСЕМУ ЖЕНА И ДОЛЖНА ИМЕТЬ НА ГОЛОВЕ СВОЕЙ ЗНАК ВЛАСТИ НАД НЕЮ, ДЛЯ АНГЕЛОВ. Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же - от Бога. РАССУДИТЕ САМИ, ПРИЛИЧНО ЛИ ЖЕНЕ МОЛИТЬСЯ БОГУ С НЕПОКРЫТОЮ ГОЛОВОЮ?».
1Тим.2:8-10 «Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения; чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию».
Во-вторых, Иисус также учил, что для того, чтобы помолиться Богу, нам нужно найти спокойное тихое место, где нас никто не будет видеть и отвлекать от молитвы:
Матф.6:6 «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».
Иисус говорил, что Бог обязательно вознаградит тех, кто молится Ему, закрывшись в своей комнате так, чтобы никто его не отвлекал и не видел. Бог ответит на молитву таких людей и поможет им. Если, конечно, у них не будет других препятствий для молитвы. Что же ещё может быть препятствием для молитвы, кроме греха, неверия, и неготовности к молитве?
4. Неправильные отношения в семье, церкви, на работе
Неправильные отношения в семье, например, между мужьями и жёнами, могут послужить причиной препятствия в молитвах:
Мал.2:13-14 «И вот еще что вы делаете: вы заставляете обливать слезами жертвенник Господа с рыданием и воплем, так что Он уже не призирает более на приношение и не принимает умилоствительной жертвы из рук ваших. Вы скажете: `за что?' За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя».
1Пет.3:1-7 «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы - дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха.
Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах».
Текст, который приведён выше, о препятствии в молитвах, обычно применяют только к мужьям. Но он применим как к мужьям, так и к жёнам. Он должен читаться в контексте с первого по седьмой стих. Если жена неправильно ведёт себя по отношению к мужу, не повинуется мужу и не уважает его, не имеет кроткого и молчаливого духа, украшает свою внешность наперекор Священному Писанию, то она будет иметь препятствие в молитве.
Отношения мужей и жён и их влияние на молитву приведены здесь как пример, и не ограничены только этими отношениями. Если дети ведут себя неправильно по отношению к родителям, родители по отношению к детям, члены церкви по отношению к пастырям, и так далее, то они будут иметь препятствие в молитве. Их молитвы не будут услышаны. Иисус Христос учил, что прежде, чем приносить Богу жертву, нужно поправить отношения, если кто-либо имеет что-нибудь против нас. Мы читали немного раньше из Священного Писания, что молитва является нашей жертвой Богу. Поэтому очень важно иметь правильные отношения с людьми перед тем, как молиться:
Матф.5:23-24 «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой».
5. Прошение не по Божьей воле или для своих похотей
Молитвы могут быть не услышаны и тогда, когда люди просят чего-то не по Божьей воле, или просят для угождения своим похотям и прихотям. Молитва не есть просто предоставление Богу списка наших нужд и желаний, которые Он должен выполнить.
Молитва – это участие в Божьих планах, и в исполнении Его воли на земле. Поэтому, прежде чем молиться, нужно убедиться, что то, о чём мы молимся, есть согласно с волей Божией. Только тогда мы можем быть уверенными, что наши молитвы будут услышаны и отвечены.
Чтобы узнать волю Божию, нужно изучать Священное Писание, и научиться слушать Бога в молитве. Если человек не желает узнать волю Божию, отвращает своё ухо от слушания Закона Божьего, то его молитва – мерзость пред Богом. В Библии сказано, что Бог исполняет желания боящихся Его. Боящиеся Бога – это люди, для которых исполнение Божьей воли является самым главным в жизни:
Иак.4:1-3 «Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете - и не имеете; убиваете и завидуете - и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете - и не имеете, потому что не просите. ПРОСИТЕ, И НЕ ПОЛУЧАЕТЕ, ПОТОМУ ЧТО ПРОСИТЕ НЕ НА ДОБРО, А ЧТОБЫ УПОТРЕБИТЬ ДЛЯ ВАШИХ ВОЖДЕЛЕНИЙ».
1Иоан.5:14-15 «И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, ЧТО, КОГДА ПРОСИМ ЧЕГО ПО ВОЛЕ ЕГО, ОН СЛУШАЕТ НАС. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, - знаем и то, что получаем просимое от Него».
Пс.144:19 «Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их».
Составные части молитвы
Обычно, полная молитва состоит из нескольких частей, таких как: исповедание греха, прославление Бога, поклонение Богу, прошение за себя и других, благодарение Богу. Но иногда молитва может состоять только из одной или некоторых из этих частей. Давайте рассмотрим части молитвы:
1) Исповедание
Мы немного выше приводили тексты из Священного Писания о том, что грешников Бог не слушает. Грех производит разделение между Богом и людьми. Поэтому, если мы начинаем молитву, и знаем, что в нашей жизни есть непокаянный и непрощённый грех, нужно начинать молитву с покаяния, и исповедания этого греха. Если мы этого не сделаем, и будем молиться с грехом, наша молитва не будет услышана. Если грех был сделан не только против Бога, но и против человека, то нужно попросить прощения у него, и поправить отношения перед молитвой:
Иак.5:16 «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного».
1Иоан.1:6-10 «Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас».
1Иоан.2:1-2 «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира».
В Библии есть пример молитвы, которая началась с покаяния и исповедания греха. Это молитва царя Давида после того, как он согрешил пред Богом. Осознав свой грех, он не начал свою молитву с прославления Бога, благодарения, или прошения за свои нужды. Он начал молитву с исповедания греха. Это пример для нас, как начинать молитву, если мы знаем, что согрешили в чём-то:
Пс.50:1-6 «Начальнику хора. Псалом Давида, когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как Давид вошел к Вирсавии. Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною. Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем».
Исповедовать означает соглашаться, признавать, сознавать, говорить то же. Исповедовать грех – это признавать свой грех пред Богом, называть его своим именем. Исповедание должно сопровождаться решением оставить свой грех, и просьбой к Богу о милости и прощении.
Мы не всегда можем видеть себя так, как видит нас Бог. Мы не всегда можем заметить свои грехи и проступки, или помнить о них. Поэтому важно молиться, чтобы Бог очищал нас от тайных грехов. В Библии есть несколько примеров молитв, которыми мы можем молиться о таком очищении:
Пс.18:13-15 «Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения. Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!».
Пс.138:23-24 «Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный».
2) Благодарение
Следующая важная часть молитвы – это благодарение. Мы благодарим Бога за то, что Он сделал и делает для нас, и для других людей. Синонимами слова благодарение являются слова благословение и славословие (в Русском Синодальном Переводе). Если мы начали молитву с исповедания греха, то следующее, что мы можем сделать – это поблагодарить Бога за прощение наших грехов, и за Его Сына Иисуса Христа, через веру в Которого мы можем получить прощение грехов.
Благодарение может предшествовать прославлению, готовя нас к нему. Поэтому молитву можно начинать с исповедания или благодарения, а затем переходить к прославлению и хвале. Благодарение также может следовать за прошением, как выражение нашей благодарности за то, что Бог уже сделал, и выражение нашей веры в то, что Он ещё сделает. Когда мы благодарим Бога за ответы на наши молитвы ещё до того, как мы получили эти ответы, мы выражаем тем самым свою веру. Иисус Христос учил нас, что мы должны просить и молиться с верой.
Пс.99:4 «Входите во врата Его со славословием, во дворы Его – с хвалою. Славьте Его, благословляйте имя Его».
1Кор.14:16-17 «Ибо если ты будешь БЛАГОСЛОВЛЯТЬ духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет: `аминь' при твоем БЛАГОДАРЕНИИ? Ибо он не понимает, что ты говоришь. Ты хорошо БЛАГОДАРИШЬ, но другой не назидается».
Фил.4:6 «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве И ПРОШЕНИИ С БЛАГОДАРЕНИЕМ открывайте свои желания пред Богом».
Пример того, за что можно благословлять Бога (или благодарить, славословить Его), нам дан в 102-м Псалме:
Пс.102:1-5 «Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя - святое имя Его. 2Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его. 3Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои; 4избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами; 5насыщает благами желание твое: обновляется, подобно орлу, юность твоя».
3) Прославление
Следующей важной частью молитвы является прославление Бога. Если мы начинаем свою молитву, будучи чистыми и свободными от греха, то наша молитва может начинаться с благодарения, а затем прославления Бога. Но если мы начинаем молитву с виной греха, то начинать молитву нужно с исповедания и покаяния, затем переходить к благодарению, а после этого к прославлению Бога. Пример этому также можно найти в 50-м Псалме:
Пс.50:11-17 «ОТВРАТИ ЛИЦЕ ТВОЕ ОТ ГРЕХОВ МОИХ И ИЗГЛАДЬ ВСЕ БЕЗЗАКОНИЯ МОИ. Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня. Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, И ЯЗЫК МОЙ ВОСХВАЛИТ ПРАВДУ ТВОЮ. ГОСПОДИ! ОТВЕРЗИ УСТА МОИ, И УСТА МОИ ВОЗВЕСТЯТ ХВАЛУ ТВОЮ».
Прославление Бога или хвала Богу – это провозглашение того, кем Бог есть, и что Он сделал, делает и будет делать во вселенной. Хороший и яркий пример того, что значит славить или хвалить Бога, мы можем увидеть в Псалмах 94-м, 95-м и 99-м (а также во многих других):
Пс.94:1-5 «Приидите, воспоем Господу, воскликнем [Богу], твердыне спасения нашего; предстанем лицу Его со славословием, в песнях воскликнем Ему, ибо Господь есть Бог великий и Царь великий над всеми богами. В Его руке глубины земли, и вершины гор - Его же; Его - море, и Он создал его, и сушу образовали руки Его».
Пс.95:1-10 «Воспойте Господу песнь новую; воспойте Господу, вся земля; пойте Господу, благословляйте имя Его, благовествуйте со дня на день спасение Его; возвещайте в народах славу Его, во всех племенах чудеса Его; ибо велик Господь и достохвален, страшен Он паче всех богов. Ибо все боги народов - идолы, а Господь небеса сотворил. Слава и величие пред лицем Его, сила и великолепие во святилище Его. Воздайте Господу, племена народов, воздайте Господу славу и честь; воздайте Господу славу имени Его, несите дары и идите во дворы Его; поклонитесь Господу во благолепии святыни. Трепещи пред лицем Его, вся земля! Скажите народам: Господь царствует! потому тверда вселенная, не поколеблется. Он будет судить народы по правде».
Пс.99:1-5 «Воскликните Господу, вся земля! Служите Господу с веселием; идите пред лице Его с восклицанием! Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы - Его, Его народ и овцы паствы Его. Входите во врата Его со славословием, во дворы Его - с хвалою. Славьте Его, благословляйте имя Его, ибо благ Господь: милость Его вовек, и истина Его в род и род».
Слава, которую принимает Бог, должна возноситься Ему через Иисуса Христа. Только такая слава от людей угодна и приятна Богу. Бог не принимает славы от тех, которые отвергают Его возлюбленного Сына:
1Пет.4:11 «Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, ДАБЫ ВО ВСЕМ ПРОСЛАВЛЯЛСЯ БОГ ЧЕРЕЗ ИИСУСА ХРИСТА, Которому слава и держава во веки веков. Аминь».
Иуд.1:25 «Единому Премудрому Богу, Спасителю нашему ЧРЕЗ ИИСУСА ХРИСТА Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки. Аминь».
4) Поклонение
Следующей очень важной частью молитвы, после прославления, есть поклонение Богу. Именно в таком порядке они записаны в Священном Писании. Сначала происходит прославление, затем поклонение:
Пс.95:7-10 «ВОЗДАЙТЕ ГОСПОДУ, ПЛЕМЕНА НАРОДОВ, ВОЗДАЙТЕ ГОСПОДУ СЛАВУ И ЧЕСТЬ; ВОЗДАЙТЕ ГОСПОДУ СЛАВУ ИМЕНИ ЕГО, несите дары и идите во дворы Его; ПОКЛОНИТЕСЬ ГОСПОДУ ВО БЛАГОЛЕПИИ СВЯТЫНИ. Трепещи пред лицем Его, вся земля! Скажите народам: Господь царствует! потому тверда вселенная, не поколеблется. Он будет судить народы по правде».
Поклонение в буквальном смысле этого слова – это наклонение тела вперёд пред Богом, или падание лицом вниз пред Богом, как выражение почтения, подчинения, смирения пред Богом, и восхищения славой и величием Бога:
Исх.33:10 «И видел весь народ столп облачный, стоявший у входа в скинию; и вставал весь народ, и поклонялся каждый у входа в шатер свой».
Исх.34:8 «Моисей тотчас пал на землю и поклонился [Богу]».
Исх.34:14 «Ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа [Бога], потому что имя Его - ревнитель; Он Бог ревнитель».
Неем.8:5-6 «И открыл Ездра книгу пред глазами всего народа, потому что он стоял выше всего народа. И когда он открыл ее, весь народ встал. И БЛАГОСЛОВИЛ ЕЗДРА ГОСПОДА БОГА ВЕЛИКОГО. И весь народ отвечал: аминь, аминь, поднимая вверх руки свои, - И ПОКЛОНЯЛИСЬ И ПОВЕРГАЛИСЬ ПРЕД ГОСПОДОМ ЛИЦЕМ ДО ЗЕМЛИ».
2Пар.29:28-30 «И все собрание молилось, и певцы пели, и трубили трубы, доколе не окончилось всесожжение. По окончании же всесожжения царь и все находившиеся при нем преклонились и поклонились. И сказал царь Езекия и князья левитам, ЧТОБ ОНИ СЛАВИЛИ ГОСПОДА словами Давида и Асафа прозорливца, И ОНИ СЛАВИЛИ С РАДОСТЬЮ И ПРЕКЛОНЯЛИСЬ И ПОКЛОНЯЛИСЬ».
Но настоящее поклонение – это не просто физическое действие. Поклонение, которого желает Бог, это поклонение в духе и истине. Это поклонение может происходить на всяком месте, и в каждой молитве. Таких поклонников Бог Отец ищет себе. Поклоняющиеся Богу должны поклоняться Ему в духе и истине:
Иоан.4:19-24 «Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине».
Иисус учил, что поклоняющиеся Богу должны поклоняться в духе и истине. Что значит поклоняться в духе? Поклоняться в духе значит поклоняться внутренне, с правильным расположением своего духа. Дух – это самая сокровенная внутренняя часть человеческого естества. В сферу духа входит наша совесть, интуиция (знание, приходящее от помазания), и способность общаться и соединяться с Богом. Поклонение должно происходить в духе, а не только внешне, телом.
Итак, поклонение в духе – это глубокое внутренне восхищение Богом, его славою, величием и Его делами. Это благоговейное, внутреннее, трепетное, смиренное поклонение нашего духа пред Богом в осознании Его величия, могущества, славы, святости и любви, и нашей ничтожности по сравнению с Ним. Поклонение в духе – это то, чего Бог достоин, и что Он желает от человека:
Пс.5:8 «Но я, по великой милости Твоей, войду в дом Твой, ПОКЛОНЮСЬ В СВЯТОМ ХРАМЕ ТВОЕМ В СТРАХЕ ПЕРЕД ТОБОЙ». (Новый Русский Перевод)
Пс.91:5 «Ибо Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим: Я ВОСХИЩАЮСЬ ДЕЛАМИ РУК ТВОИХ».
Пс.95:9 «ПОКЛОНИТЕСЬ ГОСПОДУ ВО БЛАГОЛЕПИИ СВЯТЫНИ. Трепещи пред лицем Его, вся земля!».
Поклонение в истине – означает поклонение, которое соответствует Слову Божьему, потому что оно есть истина (Ин.17:17). Иисус Христос также является Словом Божиим, ставшим плотью, и Он есть Истина (Ин.1:14, 14:6). Поклоняться Богу в истине могут только те, кто находится в истине – в Иисусе Христе. Кто признал Его своим Господом, и живёт в соответствии с Его Словом (Рим. 10:9). Поклонение Богу в истине невозможно без пребывания в Иисусе Христе. Без Иисуса Христа мы не можем делать ничего, и не можем поклоняться Отцу в духе и истине (Ин.15:1-8). Поклонение Богу в истине происходит через Иисуса Христа. Он есть Путь, Истина, и Жизнь, и только через Него мы можем приходить к Отцу, в том числе и для поклонения. Иисус явил нам Отца, и только через Иисуса Христа мы имеем доступ к Богу:
Иоан.17:17 «Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина».
Иоан.14:6 «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня».
Иоан.15:5 «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего».
5) Прошение
Следующей частью молитвы является прошение. Когда мы пришли в Божье присутствие через Иисуса Христа, и поклонились Богу в духе и истине, мы можем принести Ему наши прошения, чтобы получить милость, и обрести благодать для благовременной помощи. Мы можем просить как за себя, так и за других людей:
Евр.4:14-16 «Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи».
Фил.4:6 «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом».
1Тим.2:1 «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков».
Настойчивость и постоянство в молитвах
Настойчивость
Иисус Христос учил, что для того, чтобы получать ответы на свои молитвы, нужна настойчивость. Нужно не переставать молиться, и не унывать, если мы не получили ответ на свою молитву быстро. Если мы убрали все препятствия для молитвы, о которых мы говорили раньше, то Бог обязательно ответит нам, но этого ответа нужно ждать с терпением. Нужно продолжать молиться, пока мы не получим ответ. Наша настойчивость в молитве является свидетельством нашей веры. Чтобы наглядно показать нам важность настойчивости в молитве, Иисус рассказал несколько притч:
Лук.11:5-13 «И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба, ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему; а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе. Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит.
И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него».
Лк.18:1-8 «Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать, говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне. И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?».
Постоянство
В Священном Писании много раз сказано о том, насколько важно иметь в молитве постоянство. Бог желает, чтобы мы молились всегда. Наши молитвы должны быть регулярными, и в нашей жизни не должно быть периодов, когда мы долгое время остаёмся без молитвы:
Лук.21:36 «Итак БОДРСТВУЙТЕ НА ВСЯКОЕ ВРЕМЯ И МОЛИТЕСЬ, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого».
1Пет.4:7 «Впрочем близок всему конец. Итак будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах».
Рим.12:12 «Утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, В МОЛИТВЕ ПОСТОЯННЫ».
Еф.6:18 «Всякою молитвою и прошением МОЛИТЕСЬ ВО ВСЯКОЕ ВРЕМЯ ДУХОМ, и старайтесь о сем самом СО ВСЯКИМ ПОСТОЯНСТВОМ И МОЛЕНИЕМ о всех святых».
1Фесс.5:17-18 «НЕПРЕСТАННО МОЛИТЕСЬ. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе».
В Библии записаны примеры о том, как святые люди были постоянны в своих молитвах. Они имели определённые часы для молитвы, которых они придерживались регулярно, несмотря ни на какие обстоятельства. В основном, они молились три раза в день – вечером, утром и в полдень:
Пс.54:18 «ВЕЧЕРОМ И УТРОМ И В ПОЛДЕНЬ буду умолять и вопиять, и Он услышит голос мой».
Дан.6:10 «Даниил же, узнав, что подписан такой указ, пошел в дом свой; окна же в горнице его были открыты против Иерусалима, И ОН ТРИ РАЗА В ДЕНЬ ПРЕКЛОНЯЛ КОЛЕНИ, И МОЛИЛСЯ СВОЕМУ БОГУ, и славословил Его, как это делал он и прежде того».
Учение Иисуса Христа о молитве
Как следует молиться?
Иисус также учил, что молясь не нужно говорить лишнего:
Матф.6:7-8 «А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; 8не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него».
Какими словами молиться?
Далее, продолжая Своё учение о молитве, Иисус, дал ученикам конкретные слова, которыми нужно молиться к Богу. Эта молитва часто называется «Молитва Господня», так как она дана Господом Иисусом Христом. Её также называют «Молитва учеников», так как Иисус заповедал Своим ученикам молиться такой молитвой. Ещё она известна под названием «Отче наш». Это название произошло от начальных слов этой молитвы:
Матф.6:9-13 «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь».
Молитва Господня – это прекрасная и сильная молитва по Божьей воле. Несмотря на свою краткость, она содержит в себе очень много. Обдуманно молясь от всего сердца этой молитвой, и соглашаясь с каждой её фразой, мы сможем пережить особое общение с Богом, и особое благословение от Него.
Важность прощения
После того, как Иисус сказал ученикам молитву, которой они должны молиться, он продолжил учить о молитве. Иисус обратил особое внимание учеников на важность прощения других, для того, чтобы самому получить прощение у Бога:
Матф.6:14-15 «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших».
Мар.11:25-26 «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших».
Прощение – это решение нашей воли не мстить человеку за зло, которое он причинил нам, не держать на него зла в сердце, не использовать то, что он сделал нам, как причину делать ему зло, и не напоминать о его поступке.
Домашнее задание
1. Выучите наизусть:
«Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» Филиппийцам 4:6-7.