Повеление Иисуса Христа Своим ученикам
Насколько это важно и нужно, чтобы говорить другим об Иисусе Христе, и проповедовать сегодня Евангелие благодати Божией, которое также является Евангелием Царства Божьего (Деяния 20:24-25)? Иисус избрал Себе учеников, когда жил на земле. Они постоянно были с Ним. Он многому научил их, и посылал их на проповедь Евангелия Царства Божьего. Когда Иисус воскрес из мёртвых, после своей искупительной смерти за грехи людей, Он на протяжении сорока дней являлся Своим ученикам и продолжал учить их о Божьем Царстве и наставлять их в том, как это Царство будет проповедоваться и распространяться на земле далее, после Его вознесения на небеса.
Деян.1:1-9 «Первую книгу написал я [к тебе], Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, В ПРОДОЛЖЕНИЕ СОРОКА ДНЕЙ ЯВЛЯЯСЬ ИМ И ГОВОРЯ О ЦАРСТВИИ БОЖИЕМ.
И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.
Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их».
Незадолго до Своего вознесения, Иисус Христос сказал Своим ученикам очень важные слова о том, что они должны будут делать дальше, после Его вознесения на небо.
Матф.28:18-20 «И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь».
Матф.28:19-20 «Итак, идите и СДЕЛАЙТЕ УЧЕНИКАМИ ВСЕ НАРОДЫ, крестя их в имя Отца, и Сына, и Святого Духа, УЧА ИХ СОБЛЮДАТЬ ВСЁ, ЧТО Я ЗАПОВЕДАЛ ВАМ. И вот, Я с вами все дни до завершения века». (Восстановительный перевод)
Иисус хотел, чтобы Его ученики пошли по всему миру, приобретая учеников для Него из всех народов, и научая их соблюдать всё, что Он повелел своим ученикам. Далее, те, кто были научены первыми учениками Иисуса Христа, должны были продолжать учить других людей, и также делать их учениками Иисуса Христа, соблюдающими всё, что Он повелел. И это должно происходить из поколения в поколение. Таков был Божий план, и таково было повеление Иисуса Христа. Это повеление часто называют «Великим поручением» Иисуса Христа. Оно настолько важно, что повторено в разных формах во всех четырёх Евангелиях и в книге Деяния Апостолов. Например, оно повторено в Евангелии от Марка, и там же написано, что первые ученики исполняли это поручение Иисуса Христа, а Господь подтверждал их слово различными чудесами:
Мар.16:15-20 «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и крестится, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы. И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь».
Иногда верующие люди задают вопрос, почему сегодня так мало чудес и знамений. Одна из причин – потому что зачастую верующие люди не хотят исполнять Великого поручения Иисуса Христа. Иисус Христос сказал, что уверовавших будут «сопровождать сии знамения». Сопровождать можно только то, что движется. Если христиане будут продолжать сидеть на месте, и ничего не делать для проповеди Евангелия неверующим, они не будут видеть много чудес и знамений. Когда ученики Иисуса пошли проповедовать Евангелие, Господь подкреплял их слово «последующими знамениями». Знамения последовали за проповедью Евангелия неверующим людям. Последовать можно лишь за кем-то или чем-то, что движется. И это так же действует и сейчас. Если мы сейчас слышим о чудесах и знамениях, которые совершает Господь, то обычно эти вести приходят с «миссионерских полей». Когда ученики Иисуса Христа проповедуют истинное слово Евангелия неверующим, Бог часто подтверждает эту проповедь Своими чудесами и знамениями, чтобы укрепить веру людей в это Слово:
1Кор.2:1-5 «И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости, ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого, и был я у вас в немощи и в страхе, и в великом трепете. И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша [утверждалась] не на мудрости человеческой, но на силе Божией».
Важность облечения силой свыше
Чтобы наша проповедь об Иисусе Христе подтверждалась явлением силы Божьей, нужно быть облечённым в эту силу. Поэтому, дав приказание Своим ученикам идти и проповедовать Евангелие, Иисус затем сказал им не отлучаться от Иерусалима, доколе они не облекутся силой свыше. Иисус объяснил им, что они получат силу, когда на них сойдёт Дух Святой, и только тогда они будут Его свидетелями в Иерусалиме, и во всей Иудее и Самарии, и даже до края земли.
Хотя ученики уже проповедовали Евангелие Царства Божьего до этого, и через них проявлялась сила Божия в исцелении больных и изгнании бесов, но это было лишь временное явление. Иисус дал им эту власть и это служение временно, как продолжение Его служения, пока Он был на земле. Но им нужно было лично пережить крещение Духом Святым, исполнение Духом Святым, и облечение силой свыше для проповеди Евангелия после вознесения Иисуса Христа на небо. Двенадцать Апостолов и множество других учеников пережили всё это в день Пятидесятницы (Деяния, 2-я глава). Очень важно перед тем, как начать проповедовать Евангелие другим, быть крещённым Духом Святым, получить дар Духа Святого, и облечься силой свыше, как это было с учениками Христа в первом веке.
Лук.24:46-53 «И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; ВЫ ЖЕ ОСТАВАЙТЕСЬ В ГОРОДЕ ИЕРУСАЛИМЕ, ДОКОЛЕ НЕ ОБЛЕЧЕТЕСЬ СИЛОЮ СВЫШЕ. И вывел их вон [из города] до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь».
Деян.1:8 «Но ВЫ ПРИМЕТЕ СИЛУ, КОГДА СОЙДЕТ НА ВАС ДУХ СВЯТЫЙ; И БУДЕТЕ МНЕ СВИДЕТЕЛЯМИ в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли».
То, что сказал Иисус Своим ученикам действительно исполнилось. Через десять дней после вознесения Иисуса Христа на небо наступил день Пятидесятницы. Дух Святой сошёл на учеников, они исполнились Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух Божий давал им провещевать. В этот же день Апостол Пётр произнёс проповедь к иудеям и прозелитам, собравшимся из всех стран на праздник Пятидесятницы, после которой покаялось приблизительно три тысячи людей.
После этого Апостолы продолжали проповедовать людям об Иисусе Христе. Бог подтверждал их проповедь чудесами, и великое множество людей поверили в Иисуса Христа. Обо всём этом написано во второй и третьей главах книги Деяния Апостолов. Но в четвёртой главе написано о том, что Апостолов Петра и Иоанна арестовали, привели в верховный еврейский суд – синедрион, и с угрозой запретили им проповедовать об Иисусе Христе. Когда они пришли и рассказали об этом церкви, верующие начали молиться, чтобы Бог дал им смелость проповедовать об Иисусе Христе. Давайте прочитаем часть их молитвы, и что произошло сразу после этой молитвы:
Деян.4:29-31 «И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое, тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святого Сына Твоего Иисуса. И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святого, и говорили слово Божие с дерзновением».
Бог ответил на молитву первых христиан. Они исполнились Духа Святого, и говорили Слово Божие со смелостью, дерзновением. Эти христиане уже были крещены Духом Святым, но из-за угроз они чувствовали, что нуждаются в особом подкреплении от Бога, чтобы продолжать проповедовать об Иисусе Христе. Они чувствовали, что у них недостаточно силы и смелости, чтобы проповедовать об Иисусе Христе, и они просили у Бога этой силы и смелости. Бог услышал их молитву, и дал им то, что они просили.
Если мы не крещены Духом Святым, то должны стремиться, чтобы получить это крещение. Потому что вместе с даром Духа Святого, мы получаем потенциал силы Божией. Но иногда, даже будучи крещёнными Духом Святым, мы можем не чувствовать особой смелости, чтобы говорить людям о Христе, особенно если за это нам угрожают неприятности от властей, или враждебно настроенных людей. Тогда нужно молиться, как молились первые христиане, чтобы Бог дал нам со всею смелостью и дерзновением говорить людям Слово Божие.
Ещё одно важное условие для того, чтобы сила Божия проявлялась через нас, – это верность Богу во всех искушениях и испытаниях, с которыми мы встречаемся. Иисус Христос дал нам в этом пример. Он пошёл в пустыню для искушения от диавола, будучи исполненным Духом Святым (Лк.4:1).
Но после того, как Иисус перенёс все искушения и остался верным Богу, Он возвратился в Галилею в силе Духа Святого (Лк.4:14). Итак, крещение Духом Святым, исполнение Духом Святым, и верность Богу в искушениях являются необходимыми условиями для того, чтобы ходить в силе Духа Святого, и чтобы эта сила проявлялась через нас, и исходила от нас, как это было с Иисусом.
Повеления ученикам – пример для нас
Повеления Иисуса Христа Своим ученикам о том, как проповедовать Евангелие Царства Божьего являются также примером и указанием для нас, как проповедовать людям Евангелие. Ведь ученики должны были учить уверовавших всему, что Иисус повелел им. Часть повеления Иисуса Христа Своим ученикам при посылании их на проповедь Евангелия Царства Божьего звучала так:
Луки 10:10-12 «Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: И ПРАХ, ПРИЛИПШИЙ К НАМ ОТ ВАШЕГО ГОРОДА, ОТРЯСАЕМ ВАМ; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие. Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому».
В книге Деяния Апостолов написано, как Апостолы Павел и Варнава делали во время проповеди то, что Иисус повелевал делать Своим ученикам, которые ходили с Ним, и что записано в Евангелиях:
Деян.13:49-51 «И слово Господне распространялось по всей стране. Но Иудеи, подстрекнув набожных и почетных женщин и первых в городе [людей], воздвигли гонение на Павла и Варнаву и изгнали их из своих пределов. Они же, ОТРЯСШИ НА НИХ ПРАХ ОТ НОГ СВОИХ, пошли в Иконию».
Деян.18:5-6 «А когда пришли из Македонии Сила и Тимофей, то Павел понуждаем был духом свидетельствовать Иудеям, что Иисус есть Христос. Но как они противились и злословили, то он, ОТРЯСШИ ОДЕЖДЫ СВОИ, сказал к ним: кровь ваша на главах ваших; я чист; отныне иду к язычникам».
Павел не был из числа учеников избранных и посланных непосредственно Иисусом Христом во время Его земного служения. Варнава тоже не был один из Двенадцати Апостолов, и, вероятно, он также не был из числа семидесяти учеников, посланных Иисусом на проповедь. Он был родом с Кипра (Деян.4:36), и, вероятно, уверовал в Иисуса Христа вместе с тремя тысячами других евреев, пришедших на праздник Пятидесятницы в Иерусалим (Деяния, 2-я глава). Но Павел и Варнава, хотя они не были из числа Двенадцати Апостолов, или семидесяти учеников, делали именно то, что Иисус повелевал Своим ученикам, которых Он лично посылал на проповедь Евангелия Царства Божьего во время Его земной жизни и служения. Это ещё раз подтверждает, что повеления Иисуса Христа Своим ученикам во время Его земной жизни, применимы ко всем ученикам Иисуса Христа, проповедующим Евангелие, во все времена.
Должны ли все проповедовать Евангелие?
Должны ли все ученики Иисуса Христа проповедовать Евангелие неверующим людям, приводить их в Царство Божие, и делать их учениками Иисуса Христа? Или же это должны делать только некоторые?
1Кор.12:27-31 «И вы - тело Христово, а порознь - члены. И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, АПОСТОЛАМИ, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, [иным дал] силы [чудодейственные], также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. ВСЕ ЛИ АПОСТОЛЫ? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи? Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший».
Апостол Павел объясняет верующим людям в своём 1-м Послании к Коринфянам, что как в человеческом теле есть разные члены тела, исполняющие разные функции, так и в Теле Христовом, которым есть Церковь, каждый член имеет своё назначение, свои функции, и своё дело. Среди перечисленных выше служений упоминается служение Апостола. Это особое служение, на которое Господь избирает только некоторых людей. Суть этого служения состоит в проповеди Евангелия неверующим людям, основании новых церквей, научении уверовавших основам веры, рукоположении пресвитеров в ново-созданных церквах, и духовном попечении об этих церквах и их пресвитерах. Задавая вопрос о том, все ли являются Апостолами, Павел подразумевает, что ответом на этот вопрос будет: «Нет». Не все могут быть Апостолами и исполнять это служение.
Еф.4:11-12 «И Он поставил ОДНИХ АПОСТОЛАМИ, других пророками, ИНЫХ ЕВАНГЕЛИСТАМИ, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова».
В послании к Ефесянам Апостол Павел упоминает ещё одно служение, связанное с проповедью Евангелия неверующим людям. Это служение Евангелиста. Служение Евангелиста отличается от служения Апостола тем, что Евангелисты, проповедуя Евангелие неверующим, обычно не основывают новых церквей, не рукополагают пресвитеров, и не занимаются длительным духовным попечением об уверовавших через их проповедь людях. Они проповедуют Евангелие, крестят уверовавших, могут дать им некоторые наставления, и передают их попечению других служителей (апостолов, пророков, пастырей, учителей). На это служение Евангелиста, то есть, особое служение проповеди Евангелия, Иисус Христос также ставит только некоторых людей. Евангелистами, как и Апостолами, могут быть не все.
Значит ли всё вышесказанное, что только Апостолы и Евангелисты призваны проповедовать Евангелие Царства Божьего людям, а все остальные ученики Иисуса Христа могут и не делать этого? Совершенно нет. Вышеприведённые места Писания только говорят нам, что на постоянное служение Апостолов или Евангелистов Господь избирает некоторых людей. Только для некоторых людей их постоянным и главным служением является проповедь Евангелия. Но это отнюдь не значит, что другие не могут или не должны проповедовать Евангелие. В Священном Писании всем ученикам Иисуса Христа сказаны такие слова:
1Петр.3:15 «Господа Бога святите в сердцах ваших; [будьте] всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением».
Каждый верующий человек, ученик Иисуса Христа должен быть готовым делиться с другими своей верой, своим упованием, и делать это, когда предоставляется возможность. Об этой готовности проповедовать Евангелие, которую должны иметь все ученики Иисуса Христа (не только Апостолы и Евангелисты), также сказано в других местах Священного Писания.
Еф.6:14-15 «Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, И ОБУВ НОГИ В ГОТОВНОСТЬ БЛАГОВЕСТВОВАТЬ МИР».
Все ученики Иисуса Христа должны быть готовы благовествовать людям мир (в смысле примирения), то есть слово о примирении Бога с человеком через заместительную жертву Иисуса Христа.
2Кор.5:19-21 «Потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя [людям] преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом. Ибо не знавшего греха Он сделал для нас [жертвою за] грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом».
Кол.4:5-6 «Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем. Слово ваше [да будет] всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому».
Откуда приходит эта готовность и это знание, как отвечать каждому? Эта готовность приходит через изучение из Священного Писания основ своей веры и сути Евангелия Царства Божьего, через регулярное слушание проповеди Слова Божьего, через общение с более зрелыми в вере братьями и сёстрами, через личный опыт свидетельства другим об Иисусе Христе, и через молитву.
Но прежде всего, каждый ученик Иисуса Христа должен проповедовать миру о своём Господе своими добрыми делами и правильной жизнью. Тогда проповедь словами, если представится такая возможность, будет более эффективной, и приносящей результат.
Матф.5:14-16 «Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. ТАК ДА СВЕТИТ СВЕТ ВАШ ПРЕД ЛЮДЬМИ, ЧТОБЫ ОНИ ВИДЕЛИ ВАШИ ДОБРЫЕ ДЕЛА и прославляли Отца вашего Небесного».
1Петр.2:9-12 «Но ВЫ - род избранный, царственное священство, народ святой, ЛЮДИ, ВЗЯТЫЕ В УДЕЛ, ДАБЫ ВОЗВЕЩАТЬ СОВЕРШЕНСТВА ПРИЗВАВШЕГО ВАС из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; [некогда] непомилованные, а ныне помилованы. Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, И ПРОВОЖДАТЬ ДОБРОДЕТЕЛЬНУЮ ЖИЗНЬ МЕЖДУ ЯЗЫЧНИКАМИ, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, УВИДЯ ДОБРЫЕ ДЕЛА ВАШИ, ПРОСЛАВИЛИ БОГА В ДЕНЬ ПОСЕЩЕНИЯ».
В Писании есть один прекрасный пример, как простые ученики Иисуса Христа, которые не были ни Апостолами, ни Евангелистами, стали проповедовать весть об Иисусе Христе неверующим людям, и, благодаря этому, множество людей уверовало и образовалась церковь.
Деян.11:19-26 «Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев.
Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, ГОВОРИЛИ ЕЛЛИНАМ, БЛАГОВЕСТВУЯ ГОСПОДА ИИСУСА. И БЫЛА РУКА ГОСПОДНЯ С НИМИ, И ВЕЛИКОЕ ЧИСЛО, УВЕРОВАВ, ОБРАТИЛОСЬ К ГОСПОДУ.
Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию. Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем; ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святого и веры. И ПРИЛОЖИЛОСЬ ДОВОЛЬНО НАРОДА К ГОСПОДУ.
Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию. Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами».
Насколько это важно и нужно, чтобы говорить другим об Иисусе Христе, и проповедовать сегодня Евангелие благодати Божией, которое также является Евангелием Царства Божьего (Деяния 20:24-25)? Иисус избрал Себе учеников, когда жил на земле. Они постоянно были с Ним. Он многому научил их, и посылал их на проповедь Евангелия Царства Божьего. Когда Иисус воскрес из мёртвых, после своей искупительной смерти за грехи людей, Он на протяжении сорока дней являлся Своим ученикам и продолжал учить их о Божьем Царстве и наставлять их в том, как это Царство будет проповедоваться и распространяться на земле далее, после Его вознесения на небеса.
Деян.1:1-9 «Первую книгу написал я [к тебе], Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, В ПРОДОЛЖЕНИЕ СОРОКА ДНЕЙ ЯВЛЯЯСЬ ИМ И ГОВОРЯ О ЦАРСТВИИ БОЖИЕМ.
И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.
Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их».
Незадолго до Своего вознесения, Иисус Христос сказал Своим ученикам очень важные слова о том, что они должны будут делать дальше, после Его вознесения на небо.
Матф.28:18-20 «И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь».
Матф.28:19-20 «Итак, идите и СДЕЛАЙТЕ УЧЕНИКАМИ ВСЕ НАРОДЫ, крестя их в имя Отца, и Сына, и Святого Духа, УЧА ИХ СОБЛЮДАТЬ ВСЁ, ЧТО Я ЗАПОВЕДАЛ ВАМ. И вот, Я с вами все дни до завершения века». (Восстановительный перевод)
Иисус хотел, чтобы Его ученики пошли по всему миру, приобретая учеников для Него из всех народов, и научая их соблюдать всё, что Он повелел своим ученикам. Далее, те, кто были научены первыми учениками Иисуса Христа, должны были продолжать учить других людей, и также делать их учениками Иисуса Христа, соблюдающими всё, что Он повелел. И это должно происходить из поколения в поколение. Таков был Божий план, и таково было повеление Иисуса Христа. Это повеление часто называют «Великим поручением» Иисуса Христа. Оно настолько важно, что повторено в разных формах во всех четырёх Евангелиях и в книге Деяния Апостолов. Например, оно повторено в Евангелии от Марка, и там же написано, что первые ученики исполняли это поручение Иисуса Христа, а Господь подтверждал их слово различными чудесами:
Мар.16:15-20 «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и крестится, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы. И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь».
Иногда верующие люди задают вопрос, почему сегодня так мало чудес и знамений. Одна из причин – потому что зачастую верующие люди не хотят исполнять Великого поручения Иисуса Христа. Иисус Христос сказал, что уверовавших будут «сопровождать сии знамения». Сопровождать можно только то, что движется. Если христиане будут продолжать сидеть на месте, и ничего не делать для проповеди Евангелия неверующим, они не будут видеть много чудес и знамений. Когда ученики Иисуса пошли проповедовать Евангелие, Господь подкреплял их слово «последующими знамениями». Знамения последовали за проповедью Евангелия неверующим людям. Последовать можно лишь за кем-то или чем-то, что движется. И это так же действует и сейчас. Если мы сейчас слышим о чудесах и знамениях, которые совершает Господь, то обычно эти вести приходят с «миссионерских полей». Когда ученики Иисуса Христа проповедуют истинное слово Евангелия неверующим, Бог часто подтверждает эту проповедь Своими чудесами и знамениями, чтобы укрепить веру людей в это Слово:
1Кор.2:1-5 «И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости, ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого, и был я у вас в немощи и в страхе, и в великом трепете. И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша [утверждалась] не на мудрости человеческой, но на силе Божией».
Важность облечения силой свыше
Чтобы наша проповедь об Иисусе Христе подтверждалась явлением силы Божьей, нужно быть облечённым в эту силу. Поэтому, дав приказание Своим ученикам идти и проповедовать Евангелие, Иисус затем сказал им не отлучаться от Иерусалима, доколе они не облекутся силой свыше. Иисус объяснил им, что они получат силу, когда на них сойдёт Дух Святой, и только тогда они будут Его свидетелями в Иерусалиме, и во всей Иудее и Самарии, и даже до края земли.
Хотя ученики уже проповедовали Евангелие Царства Божьего до этого, и через них проявлялась сила Божия в исцелении больных и изгнании бесов, но это было лишь временное явление. Иисус дал им эту власть и это служение временно, как продолжение Его служения, пока Он был на земле. Но им нужно было лично пережить крещение Духом Святым, исполнение Духом Святым, и облечение силой свыше для проповеди Евангелия после вознесения Иисуса Христа на небо. Двенадцать Апостолов и множество других учеников пережили всё это в день Пятидесятницы (Деяния, 2-я глава). Очень важно перед тем, как начать проповедовать Евангелие другим, быть крещённым Духом Святым, получить дар Духа Святого, и облечься силой свыше, как это было с учениками Христа в первом веке.
Лук.24:46-53 «И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; ВЫ ЖЕ ОСТАВАЙТЕСЬ В ГОРОДЕ ИЕРУСАЛИМЕ, ДОКОЛЕ НЕ ОБЛЕЧЕТЕСЬ СИЛОЮ СВЫШЕ. И вывел их вон [из города] до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь».
Деян.1:8 «Но ВЫ ПРИМЕТЕ СИЛУ, КОГДА СОЙДЕТ НА ВАС ДУХ СВЯТЫЙ; И БУДЕТЕ МНЕ СВИДЕТЕЛЯМИ в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли».
То, что сказал Иисус Своим ученикам действительно исполнилось. Через десять дней после вознесения Иисуса Христа на небо наступил день Пятидесятницы. Дух Святой сошёл на учеников, они исполнились Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух Божий давал им провещевать. В этот же день Апостол Пётр произнёс проповедь к иудеям и прозелитам, собравшимся из всех стран на праздник Пятидесятницы, после которой покаялось приблизительно три тысячи людей.
После этого Апостолы продолжали проповедовать людям об Иисусе Христе. Бог подтверждал их проповедь чудесами, и великое множество людей поверили в Иисуса Христа. Обо всём этом написано во второй и третьей главах книги Деяния Апостолов. Но в четвёртой главе написано о том, что Апостолов Петра и Иоанна арестовали, привели в верховный еврейский суд – синедрион, и с угрозой запретили им проповедовать об Иисусе Христе. Когда они пришли и рассказали об этом церкви, верующие начали молиться, чтобы Бог дал им смелость проповедовать об Иисусе Христе. Давайте прочитаем часть их молитвы, и что произошло сразу после этой молитвы:
Деян.4:29-31 «И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое, тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святого Сына Твоего Иисуса. И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святого, и говорили слово Божие с дерзновением».
Бог ответил на молитву первых христиан. Они исполнились Духа Святого, и говорили Слово Божие со смелостью, дерзновением. Эти христиане уже были крещены Духом Святым, но из-за угроз они чувствовали, что нуждаются в особом подкреплении от Бога, чтобы продолжать проповедовать об Иисусе Христе. Они чувствовали, что у них недостаточно силы и смелости, чтобы проповедовать об Иисусе Христе, и они просили у Бога этой силы и смелости. Бог услышал их молитву, и дал им то, что они просили.
Если мы не крещены Духом Святым, то должны стремиться, чтобы получить это крещение. Потому что вместе с даром Духа Святого, мы получаем потенциал силы Божией. Но иногда, даже будучи крещёнными Духом Святым, мы можем не чувствовать особой смелости, чтобы говорить людям о Христе, особенно если за это нам угрожают неприятности от властей, или враждебно настроенных людей. Тогда нужно молиться, как молились первые христиане, чтобы Бог дал нам со всею смелостью и дерзновением говорить людям Слово Божие.
Ещё одно важное условие для того, чтобы сила Божия проявлялась через нас, – это верность Богу во всех искушениях и испытаниях, с которыми мы встречаемся. Иисус Христос дал нам в этом пример. Он пошёл в пустыню для искушения от диавола, будучи исполненным Духом Святым (Лк.4:1).
Но после того, как Иисус перенёс все искушения и остался верным Богу, Он возвратился в Галилею в силе Духа Святого (Лк.4:14). Итак, крещение Духом Святым, исполнение Духом Святым, и верность Богу в искушениях являются необходимыми условиями для того, чтобы ходить в силе Духа Святого, и чтобы эта сила проявлялась через нас, и исходила от нас, как это было с Иисусом.
Повеления ученикам – пример для нас
Повеления Иисуса Христа Своим ученикам о том, как проповедовать Евангелие Царства Божьего являются также примером и указанием для нас, как проповедовать людям Евангелие. Ведь ученики должны были учить уверовавших всему, что Иисус повелел им. Часть повеления Иисуса Христа Своим ученикам при посылании их на проповедь Евангелия Царства Божьего звучала так:
Луки 10:10-12 «Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: И ПРАХ, ПРИЛИПШИЙ К НАМ ОТ ВАШЕГО ГОРОДА, ОТРЯСАЕМ ВАМ; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие. Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому».
В книге Деяния Апостолов написано, как Апостолы Павел и Варнава делали во время проповеди то, что Иисус повелевал делать Своим ученикам, которые ходили с Ним, и что записано в Евангелиях:
Деян.13:49-51 «И слово Господне распространялось по всей стране. Но Иудеи, подстрекнув набожных и почетных женщин и первых в городе [людей], воздвигли гонение на Павла и Варнаву и изгнали их из своих пределов. Они же, ОТРЯСШИ НА НИХ ПРАХ ОТ НОГ СВОИХ, пошли в Иконию».
Деян.18:5-6 «А когда пришли из Македонии Сила и Тимофей, то Павел понуждаем был духом свидетельствовать Иудеям, что Иисус есть Христос. Но как они противились и злословили, то он, ОТРЯСШИ ОДЕЖДЫ СВОИ, сказал к ним: кровь ваша на главах ваших; я чист; отныне иду к язычникам».
Павел не был из числа учеников избранных и посланных непосредственно Иисусом Христом во время Его земного служения. Варнава тоже не был один из Двенадцати Апостолов, и, вероятно, он также не был из числа семидесяти учеников, посланных Иисусом на проповедь. Он был родом с Кипра (Деян.4:36), и, вероятно, уверовал в Иисуса Христа вместе с тремя тысячами других евреев, пришедших на праздник Пятидесятницы в Иерусалим (Деяния, 2-я глава). Но Павел и Варнава, хотя они не были из числа Двенадцати Апостолов, или семидесяти учеников, делали именно то, что Иисус повелевал Своим ученикам, которых Он лично посылал на проповедь Евангелия Царства Божьего во время Его земной жизни и служения. Это ещё раз подтверждает, что повеления Иисуса Христа Своим ученикам во время Его земной жизни, применимы ко всем ученикам Иисуса Христа, проповедующим Евангелие, во все времена.
Должны ли все проповедовать Евангелие?
Должны ли все ученики Иисуса Христа проповедовать Евангелие неверующим людям, приводить их в Царство Божие, и делать их учениками Иисуса Христа? Или же это должны делать только некоторые?
1Кор.12:27-31 «И вы - тело Христово, а порознь - члены. И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, АПОСТОЛАМИ, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, [иным дал] силы [чудодейственные], также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. ВСЕ ЛИ АПОСТОЛЫ? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи? Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший».
Апостол Павел объясняет верующим людям в своём 1-м Послании к Коринфянам, что как в человеческом теле есть разные члены тела, исполняющие разные функции, так и в Теле Христовом, которым есть Церковь, каждый член имеет своё назначение, свои функции, и своё дело. Среди перечисленных выше служений упоминается служение Апостола. Это особое служение, на которое Господь избирает только некоторых людей. Суть этого служения состоит в проповеди Евангелия неверующим людям, основании новых церквей, научении уверовавших основам веры, рукоположении пресвитеров в ново-созданных церквах, и духовном попечении об этих церквах и их пресвитерах. Задавая вопрос о том, все ли являются Апостолами, Павел подразумевает, что ответом на этот вопрос будет: «Нет». Не все могут быть Апостолами и исполнять это служение.
Еф.4:11-12 «И Он поставил ОДНИХ АПОСТОЛАМИ, других пророками, ИНЫХ ЕВАНГЕЛИСТАМИ, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова».
В послании к Ефесянам Апостол Павел упоминает ещё одно служение, связанное с проповедью Евангелия неверующим людям. Это служение Евангелиста. Служение Евангелиста отличается от служения Апостола тем, что Евангелисты, проповедуя Евангелие неверующим, обычно не основывают новых церквей, не рукополагают пресвитеров, и не занимаются длительным духовным попечением об уверовавших через их проповедь людях. Они проповедуют Евангелие, крестят уверовавших, могут дать им некоторые наставления, и передают их попечению других служителей (апостолов, пророков, пастырей, учителей). На это служение Евангелиста, то есть, особое служение проповеди Евангелия, Иисус Христос также ставит только некоторых людей. Евангелистами, как и Апостолами, могут быть не все.
Значит ли всё вышесказанное, что только Апостолы и Евангелисты призваны проповедовать Евангелие Царства Божьего людям, а все остальные ученики Иисуса Христа могут и не делать этого? Совершенно нет. Вышеприведённые места Писания только говорят нам, что на постоянное служение Апостолов или Евангелистов Господь избирает некоторых людей. Только для некоторых людей их постоянным и главным служением является проповедь Евангелия. Но это отнюдь не значит, что другие не могут или не должны проповедовать Евангелие. В Священном Писании всем ученикам Иисуса Христа сказаны такие слова:
1Петр.3:15 «Господа Бога святите в сердцах ваших; [будьте] всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением».
Каждый верующий человек, ученик Иисуса Христа должен быть готовым делиться с другими своей верой, своим упованием, и делать это, когда предоставляется возможность. Об этой готовности проповедовать Евангелие, которую должны иметь все ученики Иисуса Христа (не только Апостолы и Евангелисты), также сказано в других местах Священного Писания.
Еф.6:14-15 «Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, И ОБУВ НОГИ В ГОТОВНОСТЬ БЛАГОВЕСТВОВАТЬ МИР».
Все ученики Иисуса Христа должны быть готовы благовествовать людям мир (в смысле примирения), то есть слово о примирении Бога с человеком через заместительную жертву Иисуса Христа.
2Кор.5:19-21 «Потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя [людям] преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом. Ибо не знавшего греха Он сделал для нас [жертвою за] грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом».
Кол.4:5-6 «Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем. Слово ваше [да будет] всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому».
Откуда приходит эта готовность и это знание, как отвечать каждому? Эта готовность приходит через изучение из Священного Писания основ своей веры и сути Евангелия Царства Божьего, через регулярное слушание проповеди Слова Божьего, через общение с более зрелыми в вере братьями и сёстрами, через личный опыт свидетельства другим об Иисусе Христе, и через молитву.
Но прежде всего, каждый ученик Иисуса Христа должен проповедовать миру о своём Господе своими добрыми делами и правильной жизнью. Тогда проповедь словами, если представится такая возможность, будет более эффективной, и приносящей результат.
Матф.5:14-16 «Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. ТАК ДА СВЕТИТ СВЕТ ВАШ ПРЕД ЛЮДЬМИ, ЧТОБЫ ОНИ ВИДЕЛИ ВАШИ ДОБРЫЕ ДЕЛА и прославляли Отца вашего Небесного».
1Петр.2:9-12 «Но ВЫ - род избранный, царственное священство, народ святой, ЛЮДИ, ВЗЯТЫЕ В УДЕЛ, ДАБЫ ВОЗВЕЩАТЬ СОВЕРШЕНСТВА ПРИЗВАВШЕГО ВАС из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; [некогда] непомилованные, а ныне помилованы. Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, И ПРОВОЖДАТЬ ДОБРОДЕТЕЛЬНУЮ ЖИЗНЬ МЕЖДУ ЯЗЫЧНИКАМИ, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, УВИДЯ ДОБРЫЕ ДЕЛА ВАШИ, ПРОСЛАВИЛИ БОГА В ДЕНЬ ПОСЕЩЕНИЯ».
В Писании есть один прекрасный пример, как простые ученики Иисуса Христа, которые не были ни Апостолами, ни Евангелистами, стали проповедовать весть об Иисусе Христе неверующим людям, и, благодаря этому, множество людей уверовало и образовалась церковь.
Деян.11:19-26 «Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев.
Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, ГОВОРИЛИ ЕЛЛИНАМ, БЛАГОВЕСТВУЯ ГОСПОДА ИИСУСА. И БЫЛА РУКА ГОСПОДНЯ С НИМИ, И ВЕЛИКОЕ ЧИСЛО, УВЕРОВАВ, ОБРАТИЛОСЬ К ГОСПОДУ.
Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию. Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем; ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святого и веры. И ПРИЛОЖИЛОСЬ ДОВОЛЬНО НАРОДА К ГОСПОДУ.
Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию. Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами».