Сложная дилемма
Наверное, каждый верующий человек, желающий исполнить волю Божию в своей жизни, встаёт перед дилеммой, когда речь заходит о Законе Божием. С одной стороны, часть законов и заповедей, записанных там, была установлена на горе Синай только до времени пришествия Иисуса Христа. Напомним, что это были постановления о физических наказаниях за нарушения Божьих заповедей. Также, постановления о различных жертвоприношениях и обрядах, относящихся до плоти, и постановления о Левитском священстве и храмовом служении. С другой стороны, в Законе находится множество заповедей, которые существовали и исполнялись праведниками и до дарования Закона на Синае. Они являются вечными, неизменными Божьими заповедями, определяющими и регулирующими правильные отношения между человеком и Богом, и человеком и его ближними.
И вот перед нами встаёт вопрос: «Как определить, какая заповедь относится к той или иной категории? Как определить, обязаны ли мы исполнять ту или иную заповедь после пришествия Иисуса Христа, в наше время и в наших условиях?» Иногда ответить на этот вопрос не трудно. Само собой разумеется, что такие заповеди, как «почитай отца и мать, не убивай, не прелюбодействуй, не кради», обязательны для исполнения и после пришествия Иисуса Христа. И, само собой разумеется, что мы не обязаны сейчас приносить жертву за грех, когда согрешим, потому что Иисус стал этой жертвой.
Но в Законе есть много заповедей, об исполнении которых идёт спор между христианами. Их трудно отнести к какой-либо категории. Следует ли нам соблюдать субботу? Следует ли нам соблюдать новомесячия и праздники? Следует ли нам давать десятины? Следует ли нам не портить края бороды, не делать нарезов и наколок на теле? Следует ли нам соблюдать законы о чистой пище? Следует ли нам соблюдать законы о нечистоте? Если да, то какие и как при отсутствии храма и отмене Левитского священства? Следует ли фермерам соблюдать седьмой субботний год или оставлять часть урожая на поле для бедных? Следует ли нам навязывать слова из Закона на руку и лоб? Следует ли нам носить кисти на краях одежды? Следует ли нам делать перила на краю кровли нашего дома? Если кто-то обольстил девицу, обязан ли он жениться на ней по Закону без права развода? Если мы посадили дерево, должны ли мы считать его необрезанным и не есть его плодов три года (Лев.19:23-24)? Эти и десятки других вопросов возникают у нас при чтении Закона Господня. Причём на каждый из них можно услышать прямо противоположное мнение от искренно верующих людей, желающих исполнить волю Божию.
Вопросы, которые помогут нам
Один из главных ключей к исследованию любого текста Священного Писания – это внимательно читать текст, и задавать по нему правильные вопросы. Этот же метод мы должны применять, когда читаем текст Закона Божия. Читая его, следует задать ряд вопросов, ответив на которые, нам будет легче понять, насколько применимы к нам та или иная заповедь или закон в наше время и в наших обстоятельствах. Но при этом очень важно, задав эти вопросы, ответить на них честно, без всякой предвзятости. Мнение других, даже очень авторитетных людей, не должно повлиять на наши ответы. Учение нашей церкви или деноминации не должно повлиять на наши ответы. Для нас должно быть самым важным знать истину, знать волю Божию, и исполнить её в своей жизни. Ниже приводится ряд вопросов, которые можно задать, прочитав определённую заповедь или закон в Пятикнижии Моисея:
1. Повторена ли эта заповедь в Новом Завете Иисусом Христом или Его Апостолами, как обязательная для исполнения? Если да, то мы обязаны её исполнять, и все дальнейшие вопросы отпадают. Если нет, то нужно перейти к следующим вопросам.
2. Сказано ли в Новом Завете, что данная заповедь, закон или установление отменено, или заменено? Если сказано, что отменено, мы не обязаны это исполнять. Если сказано, что что-то изменено, то следует разобраться, что именно и как изменено, и соблюдать эту заповедь в новом изменённом виде, как учит Новый Завет (Примером может служить изменение в способе празднования Пасхи – Луки 22:14-20, 1Кор.5:7-8, 11:23-34). Если же в Новом Завете ничего не говорится об изменении или отмене данной заповеди, закона или установления, нужно продолжать задавать вопросы.
3. Если заповедь не повторена в Новом Завете в виде заповеди, встречаем ли мы пример её исполнения апостолами и церковью 1-го века? Если да, то, вероятнее всего, мы должны последовать этому примеру в исполнении данной заповеди. Апостолы призывали верующих подражать им, и хвалили их за подражание церквам Божиим в Иудее (1Кор.4:16, 11:1, 1Фесс.1:6, 2:13-14). Если же мы не видим примера исполнения данной заповеди апостолами и церковью 1-го века, следует продолжать задавать вопросы.
4. Является ли заповедь частью ритуальной системы Ветхого Завета, созданной для временного очищения греха, и установленной только до времени пришествия Иисуса Христа?
К этой системе относились заповеди, напрямую связанные с храмом и Богослужением в нём, левитским священством, и жертвоприношениями (Гал.3:19, Евр. 7:11-28, 9:1-12, 10:1-18). Если заповедь относится к этой ритуальной системе Ветхого Завета, и, если её невозможно исполнить без храма, она необязательна для исполнения сейчас, когда нет физического храма. Но здесь следует добавить, что некоторые заповеди были частично связаны с храмом, но их исполнение возможно и без храма.
Например, заповедь о субботе, записанная в книге Исход 20:8-11 ничего не упоминает о храме, или о жертвоприношениях в субботу, приносимых в храме. Но если мы прочитаем Числа 28:9-10, то увидим, что там сказано приносить Господу во всесожжение в каждую субботу двух однолетних агнцев и хлебное приношение, сверх обычного жертвоприношения. Некоторые люди, основываясь на этом толкуют, что субботу не нужно исполнять, потому что мы не можем приносить субботнюю жертву в храме. Но такое толкование ошибочно по нескольким причинам.
Во-первых, когда Бог благословил и освятил субботний день, ещё не было храма и жертвоприношений, но этот день уже был особым днём Господним (Быт.2:1-3).
Во-вторых, когда Господь давал заповедь о субботе, тоже ещё не было храма и жертвоприношений в нём, но Господь ожидал от людей, что они будут исполнять эту заповедь. И первоначальный вариант этой заповеди ничего не упоминает о жертвоприношениях (Исх.20:8-11, Втор.5:12-15).
В-третьих, повеление об особой жертве в субботу было добавлено позже, и оно относится к ритуальной системе, установленной только до времени пришествия Иисуса Христа (Гал.3:19, Евр.9:8-10).
В-четвёртых, заповедь о субботе была установлена Богом навсегда, и её можно соблюдать независимо от того, есть ли храм с жертвоприношениями, или же его нет (Быт.2:1-3, Исх.20:8-11, Втор.5:12-15, Исх.31:12-17, Ис.66:22-23, Мт.24:20).
Поэтому, если заповедь содержит в себе как вечные нравственные постановления, так и временные ритуальные постановления, мы должны соблюдать нравственную, постоянную часть данной заповеди, и мы не можем исполнять её временную обрядовую часть, установленную только до времени пришествия Иисуса Христа, и нуждающуюся в храме для её исполнения. Например, мы не можем приносить жертвы животных в святые дни, установленные Богом, но мы можем не работать в эти дни, посвящать их Богу, приходить на собрания, и приносить Богу жертву хвалы (Лев.23:1-4).
Если заповедь не относится к этой ритуальной системе, о которой было сказано выше, следует продолжать задавать вопросы.
5. Является ли эта заповедь только прообразом на служение, смерть и воскресение Иисуса Христа, и спасение, совершённое им? Этот вопрос является продолжением и дополнением предыдущего вопроса. Если заповедь была только прообразом, временным «макетом» или «моделью» того, что совершил Иисус Христос, она не обязательна для исполнения. От нас не требуется сейчас исполнение всего того, что совершилась, и исполнилось в Иисусе Христе, и было только тенью будущих благ (Мт. 5:18, Евр.9:8-12, 10:1).
6. Применима ли данная заповедь только в Земле Израиля, или же она применима в любом месте? В Ветхом Завете есть некоторые заповеди, которые содержат в себе такие фразы: «когда войдёте в землю», «когда придёте в землю», или «всякий туземец израильтянин», и тому подобные фразы, ссылающиеся на Землю Израиля (Исх.12:25-27, Лев.14:34-35, 23:42-42, Левит 25 гл., Чис.15:1-4, 15:17-21). Большинство из этих заповедей обязательны для исполнения и применимы только в Земле Израиля.
7. Является ли данная заповедь или закон частью правовой системы теократического государства Израиль? К этим заповедям относятся, в основном, заповеди о физических наказаниях за различные преступления, и также заповеди гражданского порядка и государственного устройства. Они были применимы только тогда, когда Израиль находился на своей земле под правлением Божиим, осуществляемым через священников, судей и царей. Иисус Христос отменил закон физического наказания за нарушение заповедей. Благодаря его жертве мы имеем возможность покаяния, и прощения даже тех грехов, которые по Закону наказывались смертью (Ин.8:1-11, Деян.13:38-39, Еф.2:15, Кол.2:14). А наказанием криминальных преступников сейчас в большинстве стран занимаются гражданские власти, которые являются Божиим установлением, созданным для этого (Быт. 9:5-6, Рим.13:1-7, 1Пет.2:13-14). Поэтому большинство заповедей в данной категории не действуют и не применимы в наше время и в наших условиях.
8. Применима ли данная заповедь только к Израилю, и обрезанным евреям, или же она применима к уверовавшим в Христа из язычников? Мы можем увидеть в Священном Писании, что в Апостольском решении на Иерусалимском соборе, о котором пишется в 15-й главе книги Деяния Апостолов, было сделано решение, угодное Духу Святому и Апостолам, что уверовавшие из язычников не обязаны соблюдать весь закон Моисеев, так, как его соблюдали (и соблюдают, насколько это возможно сейчас) многие обрезанные евреи, даже и уверовавшие в Иисуса Христа, как Мессию и своего Господа:
Деян.15:1-2 «Некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись. Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим».
Деян.15:5-29 «Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать [язычников] и заповедывать соблюдать закон Моисеев. Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела.
По долгом рассуждении Петр, встав, сказал им: мужи братия! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас [меня], чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали; и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святаго, как и нам; и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их. Что же вы ныне искушаете Бога, [желая] возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы? Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они.
Тогда умолкло все собрание и слушало Варнаву и Павла, рассказывавших, какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников.
После же того, как они умолкли, начал речь Иаков и сказал: мужи братия! послушайте меня. Симон изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое. И с сим согласны слова пророков, как написано:
Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее, чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие.
Ведомы Богу от вечности все дела Его. Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе. Ибо [закон] Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу.
Тогда Апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили, избрав из среды себя мужей, послать их в Антиохию с Павлом и Варнавою, [именно]: Иуду, прозываемого Варсавою, и Силу, мужей, начальствующих между братиями, написав и вручив им следующее: Апостолы и пресвитеры и братия - находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников: радоваться. Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас [своими] речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали, то мы, собравшись, единодушно рассудили, избрав мужей, послать их к вам с возлюбленными нашими Варнавою и Павлом, человеками, предавшими души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа. Итак мы послали Иуду и Силу, которые изъяснят вам то же и словесно. Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы».
Гал.5:2-3 «Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа. Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон».
Из вышеприведённого решения Иерусалимского Собора, и слов Апостола Павла в Послании к Галатам становится ясно, что уверовавшие в Иисуса Христа из язычников не обязаны обрезываться и соблюдать весь Закон так, как его соблюдали (и соблюдают) обрезанные евреи, находящиеся в Синайском Завете. Но это не значит, что они вообще не должны ничего соблюдать из Закона Божьего, кроме нескольких правил, установленных на Иерусалимском Соборе. Эти правила являлись и являются скорее всего базовыми необходимыми условиями для принятия уверовавших из язычников в общество Господне. Они полностью основаны на текстах Закона, записанных в книгах Бытие 9:1-7 и Левит 17-19 главы. Но они не являются полнотой Божьей воли для уверовавших в Христа из язычников.
Следует заметить, что темой обсуждения на Иерусалимском Соборе не были вечные нравственные заповеди, записанные в Божьем Законе, такие, как, например, Десять Заповедей. Темой обсуждения были, в основном, те заповеди обрядового и церемониального порядка, которые Бог дал Израилю через Моисея, заключив с Израилем завет около Синайской горы. Особенно ярко это подмечено в 21-й главе книги Деяния Апостолов, в том совете, который дали Апостолу Павлу Иерусалимские пресвитеры:
Деян.21:23-25 «Сделай же, что мы скажем тебе: есть у нас четыре человека, имеющие на себе обет. Взяв их, очистись с ними, и возьми на себя издержки на [жертву] за них, чтобы остригли себе голову, и узнают все, что слышанное ими о тебе несправедливо, но что и сам ты продолжаешь соблюдать закон. А об уверовавших язычниках мы писали, положив, чтобы они ничего такого не наблюдали, а только хранили себя от идоложертвенного, от крови, от удавленины и от блуда».
Мы видим, что уверовавшие в Христа из язычников были освобождены от исполнения многого из того, что соблюдали уверовавшие в Иисуса Христа обрезанные евреи.
9. Применима ли данная заповедь ко всем людям, или же она применима только к определённой группе людей в народе Божием? В Законе есть заповеди, которые применимы ко всем людям, но есть также заповеди, которые, например, применимы к первосвященнику и священникам, но не применимы к другим людям. Есть заповеди, которые применимы к мужчинам, но не применимы к женщинам, и наоборот. Есть заповеди, которые применимы к детям, но не к родителям, существуют заповеди, применимые к назореям, но не к простому народу. Есть заповеди, которые применимы к работодателям, но не к рабочим, к богатым, но не к бедным, и т.д. (Лев.21:10-15, Исх.23:17, Исх.20:12, Чис.6:1-21, Лев.19:13, Втор.15:7-11).
10. Применима ли данная заповедь в наше время, учитывая наши обстоятельства жизни, быт, и культуру? Если «буква» заповеди неприменима, то применим ли «дух» заповеди?
Например, в Ветхом Завете была дана Израилю такая заповедь: «Место должно быть у тебя вне стана, куда бы тебе выходить; кроме оружия твоего должна быть у тебя лопатка; и когда будешь садиться вне [стана], выкопай ею [яму] и опять зарой [ею] испражнение твое; ибо Господь Бог твой ходит среди стана твоего, чтобы избавлять тебя и предавать врагов твоих [в руки твои], а [посему] стан твой должен быть свят, чтобы Он не увидел у тебя чего срамного и не отступил от тебя» (Втор.23:12-14). Ясно, что сейчас мы живём в другое время и в других обстоятельствах. Мы не обязаны носить с собой лопатку, так как у нас есть другие способы избавляться от отходов. Но принцип или «дух» заповеди остаётся. Бог не меняется (Мал.3:6), и мы должны содержать себя, своё жильё, и то пространство, где мы живём, в чистоте (Евр. 10:22).
Другим примером может служить заповедь: «Если будешь строить новый дом, то сделай перила около кровли твоей, чтобы не навести тебе крови на дом твой, когда кто-нибудь упадет с него» (Втор.22:8). Следует ли нам сейчас делать перила вокруг крыш наших домов? Когда давалась эта заповедь, дома строились с плоской крышей. Люди иногда выходили на кровли своих домов, чтобы отдыхать, спать, беседовать, молиться (1Цар.9:25-26, 2Цар.11:2, Неем. 8:16, Деян. 10:9). Крыши исполняли роль современных балконов. Сейчас крыши многих домов в большинстве стран Европы и Северной Америки выглядят совсем по-другому. Люди не используют их для таких целей, как использовали когда-то (и до сих пор используют на ближнем востоке). Но если даже «буква» заповеди неприменима, то принцип, заложенный в этой заповеди, применим. Мы должны сделать свой дом безопасным для тех, кто живёт в нём или посещает его (если в доме есть балкон, то нужно, чтобы он имел перила; если в доме есть маленький ребёнок, то нужно, чтобы электрические розетки были закрыты, и т.д.).
В Законе дана и такая заповедь: «Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего, и оставшегося от жатвы твоей не подбирай, и виноградника твоего не обирай дочиста, и попадавших ягод в винограднике не подбирай; оставь это бедному и пришельцу. Я Господь, Бог ваш» (Лев.19:9-10).
Для очень многих современных людей «буква» этой заповеди неисполнима, так как они живут в городах, и не имеют полей и виноградников. Но принцип, заложенный в этой заповеди, учит нас, что мы должны заботиться о бедных, и часть нашего дохода давать на их поддержку. А это может сделать любой человек, имеющий достаточный доход для этого.
11. Является ли данная заповедь этической или нравственной нормой, применимой в любом месте, времени или культуре? Открывает ли эта заповедь то, что Бог хочет от нас по отношению к Нему, по отношению к другим людям, и по отношению к самому себе, своему духу, душе и телу (Исх. 20:1-17, 20:26, 22:28; Левит 11 гл., 17:10-16; 18 гл., 19:1-4, 19:9-19, 19:26-37)? Если ответом даже на один из этих вопросов будет «да», то данную заповедь нужно исполнять.
12. Подсказывает ли моя совесть в Духе Святом, что данную заповедь нужно исполнять (Рим.9:1)? Наставляет ли меня Дух Святой в исполнении этой заповеди? Обличает ли меня Дух Святой в нарушении этой заповеди? Это тоже очень важные вопросы, которые необходимо задавать самому себе, читая заповеди Закона. Ведь Дух Святой обличает человека в грехе, а также учит и наставляет на всякую истину (Ин. 14:26, 16:7-13). Нарушение Божьего Закона является грехом. Божий Закон и Божьи заповеди являются истиной (Пс.118:86, 138, 142). Мы должны задавать себе эти вопросы, и прислушиваться к голосу Духа Святого. Также, мы должны молиться, чтобы Бог учил нас исполнять Его волю, и Дух Святой вёл нас. А Божья воля выражена в Его заповедях:
Пс.24:4-5 «Укажи мне, Господи, пути Твои и научи меня стезям Твоим. Направь меня на истину Твою и научи меня, ибо Ты Бог спасения моего; на Тебя надеюсь всякий день».
Пс.26:11 «Научи меня, Господи, пути Твоему и наставь меня на стезю правды, ради врагов моих».
Пс.118:12 «Благословен Ты, Господи! научи меня уставам Твоим».
Пс.118:18 «Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего».
Пс.118:36 «Приклони сердце мое к откровениям Твоим, а не к корысти».
Пс.142:10 «Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой; Дух Твой благий да ведет меня в землю правды».
Если, сделав исследование и задав эти вопросы, мы пришли к выводу, что данная заповедь, постановление, устав или закон неприменимы к нам в Новом Завете, и наших обстоятельствах, времени и культуре, мы должны продолжать с уважением относиться к ним, как к части богодухновенного Слова Божьего. Мы должны постараться увидеть, чему можно научиться от данной заповеди или постановления о Боге, Его атрибутах, Его действиях, и о важных истинах Нового Завета, на которые данная заповедь может указывать. Например, законы о рабах, данные Богом в Ветхом Завете, неприменимы к нам в стране, где нет рабства. Но они могут чему-то научить нас о Боге. Эти законы не имеют аналогов в древнем мире. Они показывают Божье отношение к бедным и обездоленным и Его защиту их прав (Исх. 21:1-11).
Законы о получении прощения с помощью жертвы и священника из колена Левия учат нас, что значит настоящее покаяние, после которого Бог дарует прощение (Числа 5:6-8). Хотя сегодня мы не обязаны приносить жертву за грех, чтобы получить прощение, но исповедание греха и возмещение ущерба остаются важной частью покаяния. А вместо жертвы животного, от нас требуется вера в жертву Иисуса Христа. Ведь без этой жертвы и нашей веры в неё невозможно прощение. Вместо священника из колена Левия у нас есть Первосвященник и Ходатай пред Отцом – Иисус Христос.
Наверное, каждый верующий человек, желающий исполнить волю Божию в своей жизни, встаёт перед дилеммой, когда речь заходит о Законе Божием. С одной стороны, часть законов и заповедей, записанных там, была установлена на горе Синай только до времени пришествия Иисуса Христа. Напомним, что это были постановления о физических наказаниях за нарушения Божьих заповедей. Также, постановления о различных жертвоприношениях и обрядах, относящихся до плоти, и постановления о Левитском священстве и храмовом служении. С другой стороны, в Законе находится множество заповедей, которые существовали и исполнялись праведниками и до дарования Закона на Синае. Они являются вечными, неизменными Божьими заповедями, определяющими и регулирующими правильные отношения между человеком и Богом, и человеком и его ближними.
И вот перед нами встаёт вопрос: «Как определить, какая заповедь относится к той или иной категории? Как определить, обязаны ли мы исполнять ту или иную заповедь после пришествия Иисуса Христа, в наше время и в наших условиях?» Иногда ответить на этот вопрос не трудно. Само собой разумеется, что такие заповеди, как «почитай отца и мать, не убивай, не прелюбодействуй, не кради», обязательны для исполнения и после пришествия Иисуса Христа. И, само собой разумеется, что мы не обязаны сейчас приносить жертву за грех, когда согрешим, потому что Иисус стал этой жертвой.
Но в Законе есть много заповедей, об исполнении которых идёт спор между христианами. Их трудно отнести к какой-либо категории. Следует ли нам соблюдать субботу? Следует ли нам соблюдать новомесячия и праздники? Следует ли нам давать десятины? Следует ли нам не портить края бороды, не делать нарезов и наколок на теле? Следует ли нам соблюдать законы о чистой пище? Следует ли нам соблюдать законы о нечистоте? Если да, то какие и как при отсутствии храма и отмене Левитского священства? Следует ли фермерам соблюдать седьмой субботний год или оставлять часть урожая на поле для бедных? Следует ли нам навязывать слова из Закона на руку и лоб? Следует ли нам носить кисти на краях одежды? Следует ли нам делать перила на краю кровли нашего дома? Если кто-то обольстил девицу, обязан ли он жениться на ней по Закону без права развода? Если мы посадили дерево, должны ли мы считать его необрезанным и не есть его плодов три года (Лев.19:23-24)? Эти и десятки других вопросов возникают у нас при чтении Закона Господня. Причём на каждый из них можно услышать прямо противоположное мнение от искренно верующих людей, желающих исполнить волю Божию.
Вопросы, которые помогут нам
Один из главных ключей к исследованию любого текста Священного Писания – это внимательно читать текст, и задавать по нему правильные вопросы. Этот же метод мы должны применять, когда читаем текст Закона Божия. Читая его, следует задать ряд вопросов, ответив на которые, нам будет легче понять, насколько применимы к нам та или иная заповедь или закон в наше время и в наших обстоятельствах. Но при этом очень важно, задав эти вопросы, ответить на них честно, без всякой предвзятости. Мнение других, даже очень авторитетных людей, не должно повлиять на наши ответы. Учение нашей церкви или деноминации не должно повлиять на наши ответы. Для нас должно быть самым важным знать истину, знать волю Божию, и исполнить её в своей жизни. Ниже приводится ряд вопросов, которые можно задать, прочитав определённую заповедь или закон в Пятикнижии Моисея:
1. Повторена ли эта заповедь в Новом Завете Иисусом Христом или Его Апостолами, как обязательная для исполнения? Если да, то мы обязаны её исполнять, и все дальнейшие вопросы отпадают. Если нет, то нужно перейти к следующим вопросам.
2. Сказано ли в Новом Завете, что данная заповедь, закон или установление отменено, или заменено? Если сказано, что отменено, мы не обязаны это исполнять. Если сказано, что что-то изменено, то следует разобраться, что именно и как изменено, и соблюдать эту заповедь в новом изменённом виде, как учит Новый Завет (Примером может служить изменение в способе празднования Пасхи – Луки 22:14-20, 1Кор.5:7-8, 11:23-34). Если же в Новом Завете ничего не говорится об изменении или отмене данной заповеди, закона или установления, нужно продолжать задавать вопросы.
3. Если заповедь не повторена в Новом Завете в виде заповеди, встречаем ли мы пример её исполнения апостолами и церковью 1-го века? Если да, то, вероятнее всего, мы должны последовать этому примеру в исполнении данной заповеди. Апостолы призывали верующих подражать им, и хвалили их за подражание церквам Божиим в Иудее (1Кор.4:16, 11:1, 1Фесс.1:6, 2:13-14). Если же мы не видим примера исполнения данной заповеди апостолами и церковью 1-го века, следует продолжать задавать вопросы.
4. Является ли заповедь частью ритуальной системы Ветхого Завета, созданной для временного очищения греха, и установленной только до времени пришествия Иисуса Христа?
К этой системе относились заповеди, напрямую связанные с храмом и Богослужением в нём, левитским священством, и жертвоприношениями (Гал.3:19, Евр. 7:11-28, 9:1-12, 10:1-18). Если заповедь относится к этой ритуальной системе Ветхого Завета, и, если её невозможно исполнить без храма, она необязательна для исполнения сейчас, когда нет физического храма. Но здесь следует добавить, что некоторые заповеди были частично связаны с храмом, но их исполнение возможно и без храма.
Например, заповедь о субботе, записанная в книге Исход 20:8-11 ничего не упоминает о храме, или о жертвоприношениях в субботу, приносимых в храме. Но если мы прочитаем Числа 28:9-10, то увидим, что там сказано приносить Господу во всесожжение в каждую субботу двух однолетних агнцев и хлебное приношение, сверх обычного жертвоприношения. Некоторые люди, основываясь на этом толкуют, что субботу не нужно исполнять, потому что мы не можем приносить субботнюю жертву в храме. Но такое толкование ошибочно по нескольким причинам.
Во-первых, когда Бог благословил и освятил субботний день, ещё не было храма и жертвоприношений, но этот день уже был особым днём Господним (Быт.2:1-3).
Во-вторых, когда Господь давал заповедь о субботе, тоже ещё не было храма и жертвоприношений в нём, но Господь ожидал от людей, что они будут исполнять эту заповедь. И первоначальный вариант этой заповеди ничего не упоминает о жертвоприношениях (Исх.20:8-11, Втор.5:12-15).
В-третьих, повеление об особой жертве в субботу было добавлено позже, и оно относится к ритуальной системе, установленной только до времени пришествия Иисуса Христа (Гал.3:19, Евр.9:8-10).
В-четвёртых, заповедь о субботе была установлена Богом навсегда, и её можно соблюдать независимо от того, есть ли храм с жертвоприношениями, или же его нет (Быт.2:1-3, Исх.20:8-11, Втор.5:12-15, Исх.31:12-17, Ис.66:22-23, Мт.24:20).
Поэтому, если заповедь содержит в себе как вечные нравственные постановления, так и временные ритуальные постановления, мы должны соблюдать нравственную, постоянную часть данной заповеди, и мы не можем исполнять её временную обрядовую часть, установленную только до времени пришествия Иисуса Христа, и нуждающуюся в храме для её исполнения. Например, мы не можем приносить жертвы животных в святые дни, установленные Богом, но мы можем не работать в эти дни, посвящать их Богу, приходить на собрания, и приносить Богу жертву хвалы (Лев.23:1-4).
Если заповедь не относится к этой ритуальной системе, о которой было сказано выше, следует продолжать задавать вопросы.
5. Является ли эта заповедь только прообразом на служение, смерть и воскресение Иисуса Христа, и спасение, совершённое им? Этот вопрос является продолжением и дополнением предыдущего вопроса. Если заповедь была только прообразом, временным «макетом» или «моделью» того, что совершил Иисус Христос, она не обязательна для исполнения. От нас не требуется сейчас исполнение всего того, что совершилась, и исполнилось в Иисусе Христе, и было только тенью будущих благ (Мт. 5:18, Евр.9:8-12, 10:1).
6. Применима ли данная заповедь только в Земле Израиля, или же она применима в любом месте? В Ветхом Завете есть некоторые заповеди, которые содержат в себе такие фразы: «когда войдёте в землю», «когда придёте в землю», или «всякий туземец израильтянин», и тому подобные фразы, ссылающиеся на Землю Израиля (Исх.12:25-27, Лев.14:34-35, 23:42-42, Левит 25 гл., Чис.15:1-4, 15:17-21). Большинство из этих заповедей обязательны для исполнения и применимы только в Земле Израиля.
7. Является ли данная заповедь или закон частью правовой системы теократического государства Израиль? К этим заповедям относятся, в основном, заповеди о физических наказаниях за различные преступления, и также заповеди гражданского порядка и государственного устройства. Они были применимы только тогда, когда Израиль находился на своей земле под правлением Божиим, осуществляемым через священников, судей и царей. Иисус Христос отменил закон физического наказания за нарушение заповедей. Благодаря его жертве мы имеем возможность покаяния, и прощения даже тех грехов, которые по Закону наказывались смертью (Ин.8:1-11, Деян.13:38-39, Еф.2:15, Кол.2:14). А наказанием криминальных преступников сейчас в большинстве стран занимаются гражданские власти, которые являются Божиим установлением, созданным для этого (Быт. 9:5-6, Рим.13:1-7, 1Пет.2:13-14). Поэтому большинство заповедей в данной категории не действуют и не применимы в наше время и в наших условиях.
8. Применима ли данная заповедь только к Израилю, и обрезанным евреям, или же она применима к уверовавшим в Христа из язычников? Мы можем увидеть в Священном Писании, что в Апостольском решении на Иерусалимском соборе, о котором пишется в 15-й главе книги Деяния Апостолов, было сделано решение, угодное Духу Святому и Апостолам, что уверовавшие из язычников не обязаны соблюдать весь закон Моисеев, так, как его соблюдали (и соблюдают, насколько это возможно сейчас) многие обрезанные евреи, даже и уверовавшие в Иисуса Христа, как Мессию и своего Господа:
Деян.15:1-2 «Некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись. Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к Апостолам и пресвитерам в Иерусалим».
Деян.15:5-29 «Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать [язычников] и заповедывать соблюдать закон Моисеев. Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела.
По долгом рассуждении Петр, встав, сказал им: мужи братия! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас [меня], чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали; и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святаго, как и нам; и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их. Что же вы ныне искушаете Бога, [желая] возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы? Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они.
Тогда умолкло все собрание и слушало Варнаву и Павла, рассказывавших, какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников.
После же того, как они умолкли, начал речь Иаков и сказал: мужи братия! послушайте меня. Симон изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое. И с сим согласны слова пророков, как написано:
Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее, чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие.
Ведомы Богу от вечности все дела Его. Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе. Ибо [закон] Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу.
Тогда Апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили, избрав из среды себя мужей, послать их в Антиохию с Павлом и Варнавою, [именно]: Иуду, прозываемого Варсавою, и Силу, мужей, начальствующих между братиями, написав и вручив им следующее: Апостолы и пресвитеры и братия - находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников: радоваться. Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас [своими] речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали, то мы, собравшись, единодушно рассудили, избрав мужей, послать их к вам с возлюбленными нашими Варнавою и Павлом, человеками, предавшими души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа. Итак мы послали Иуду и Силу, которые изъяснят вам то же и словесно. Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы».
Гал.5:2-3 «Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа. Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон».
Из вышеприведённого решения Иерусалимского Собора, и слов Апостола Павла в Послании к Галатам становится ясно, что уверовавшие в Иисуса Христа из язычников не обязаны обрезываться и соблюдать весь Закон так, как его соблюдали (и соблюдают) обрезанные евреи, находящиеся в Синайском Завете. Но это не значит, что они вообще не должны ничего соблюдать из Закона Божьего, кроме нескольких правил, установленных на Иерусалимском Соборе. Эти правила являлись и являются скорее всего базовыми необходимыми условиями для принятия уверовавших из язычников в общество Господне. Они полностью основаны на текстах Закона, записанных в книгах Бытие 9:1-7 и Левит 17-19 главы. Но они не являются полнотой Божьей воли для уверовавших в Христа из язычников.
Следует заметить, что темой обсуждения на Иерусалимском Соборе не были вечные нравственные заповеди, записанные в Божьем Законе, такие, как, например, Десять Заповедей. Темой обсуждения были, в основном, те заповеди обрядового и церемониального порядка, которые Бог дал Израилю через Моисея, заключив с Израилем завет около Синайской горы. Особенно ярко это подмечено в 21-й главе книги Деяния Апостолов, в том совете, который дали Апостолу Павлу Иерусалимские пресвитеры:
Деян.21:23-25 «Сделай же, что мы скажем тебе: есть у нас четыре человека, имеющие на себе обет. Взяв их, очистись с ними, и возьми на себя издержки на [жертву] за них, чтобы остригли себе голову, и узнают все, что слышанное ими о тебе несправедливо, но что и сам ты продолжаешь соблюдать закон. А об уверовавших язычниках мы писали, положив, чтобы они ничего такого не наблюдали, а только хранили себя от идоложертвенного, от крови, от удавленины и от блуда».
Мы видим, что уверовавшие в Христа из язычников были освобождены от исполнения многого из того, что соблюдали уверовавшие в Иисуса Христа обрезанные евреи.
9. Применима ли данная заповедь ко всем людям, или же она применима только к определённой группе людей в народе Божием? В Законе есть заповеди, которые применимы ко всем людям, но есть также заповеди, которые, например, применимы к первосвященнику и священникам, но не применимы к другим людям. Есть заповеди, которые применимы к мужчинам, но не применимы к женщинам, и наоборот. Есть заповеди, которые применимы к детям, но не к родителям, существуют заповеди, применимые к назореям, но не к простому народу. Есть заповеди, которые применимы к работодателям, но не к рабочим, к богатым, но не к бедным, и т.д. (Лев.21:10-15, Исх.23:17, Исх.20:12, Чис.6:1-21, Лев.19:13, Втор.15:7-11).
10. Применима ли данная заповедь в наше время, учитывая наши обстоятельства жизни, быт, и культуру? Если «буква» заповеди неприменима, то применим ли «дух» заповеди?
Например, в Ветхом Завете была дана Израилю такая заповедь: «Место должно быть у тебя вне стана, куда бы тебе выходить; кроме оружия твоего должна быть у тебя лопатка; и когда будешь садиться вне [стана], выкопай ею [яму] и опять зарой [ею] испражнение твое; ибо Господь Бог твой ходит среди стана твоего, чтобы избавлять тебя и предавать врагов твоих [в руки твои], а [посему] стан твой должен быть свят, чтобы Он не увидел у тебя чего срамного и не отступил от тебя» (Втор.23:12-14). Ясно, что сейчас мы живём в другое время и в других обстоятельствах. Мы не обязаны носить с собой лопатку, так как у нас есть другие способы избавляться от отходов. Но принцип или «дух» заповеди остаётся. Бог не меняется (Мал.3:6), и мы должны содержать себя, своё жильё, и то пространство, где мы живём, в чистоте (Евр. 10:22).
Другим примером может служить заповедь: «Если будешь строить новый дом, то сделай перила около кровли твоей, чтобы не навести тебе крови на дом твой, когда кто-нибудь упадет с него» (Втор.22:8). Следует ли нам сейчас делать перила вокруг крыш наших домов? Когда давалась эта заповедь, дома строились с плоской крышей. Люди иногда выходили на кровли своих домов, чтобы отдыхать, спать, беседовать, молиться (1Цар.9:25-26, 2Цар.11:2, Неем. 8:16, Деян. 10:9). Крыши исполняли роль современных балконов. Сейчас крыши многих домов в большинстве стран Европы и Северной Америки выглядят совсем по-другому. Люди не используют их для таких целей, как использовали когда-то (и до сих пор используют на ближнем востоке). Но если даже «буква» заповеди неприменима, то принцип, заложенный в этой заповеди, применим. Мы должны сделать свой дом безопасным для тех, кто живёт в нём или посещает его (если в доме есть балкон, то нужно, чтобы он имел перила; если в доме есть маленький ребёнок, то нужно, чтобы электрические розетки были закрыты, и т.д.).
В Законе дана и такая заповедь: «Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего, и оставшегося от жатвы твоей не подбирай, и виноградника твоего не обирай дочиста, и попадавших ягод в винограднике не подбирай; оставь это бедному и пришельцу. Я Господь, Бог ваш» (Лев.19:9-10).
Для очень многих современных людей «буква» этой заповеди неисполнима, так как они живут в городах, и не имеют полей и виноградников. Но принцип, заложенный в этой заповеди, учит нас, что мы должны заботиться о бедных, и часть нашего дохода давать на их поддержку. А это может сделать любой человек, имеющий достаточный доход для этого.
11. Является ли данная заповедь этической или нравственной нормой, применимой в любом месте, времени или культуре? Открывает ли эта заповедь то, что Бог хочет от нас по отношению к Нему, по отношению к другим людям, и по отношению к самому себе, своему духу, душе и телу (Исх. 20:1-17, 20:26, 22:28; Левит 11 гл., 17:10-16; 18 гл., 19:1-4, 19:9-19, 19:26-37)? Если ответом даже на один из этих вопросов будет «да», то данную заповедь нужно исполнять.
12. Подсказывает ли моя совесть в Духе Святом, что данную заповедь нужно исполнять (Рим.9:1)? Наставляет ли меня Дух Святой в исполнении этой заповеди? Обличает ли меня Дух Святой в нарушении этой заповеди? Это тоже очень важные вопросы, которые необходимо задавать самому себе, читая заповеди Закона. Ведь Дух Святой обличает человека в грехе, а также учит и наставляет на всякую истину (Ин. 14:26, 16:7-13). Нарушение Божьего Закона является грехом. Божий Закон и Божьи заповеди являются истиной (Пс.118:86, 138, 142). Мы должны задавать себе эти вопросы, и прислушиваться к голосу Духа Святого. Также, мы должны молиться, чтобы Бог учил нас исполнять Его волю, и Дух Святой вёл нас. А Божья воля выражена в Его заповедях:
Пс.24:4-5 «Укажи мне, Господи, пути Твои и научи меня стезям Твоим. Направь меня на истину Твою и научи меня, ибо Ты Бог спасения моего; на Тебя надеюсь всякий день».
Пс.26:11 «Научи меня, Господи, пути Твоему и наставь меня на стезю правды, ради врагов моих».
Пс.118:12 «Благословен Ты, Господи! научи меня уставам Твоим».
Пс.118:18 «Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего».
Пс.118:36 «Приклони сердце мое к откровениям Твоим, а не к корысти».
Пс.142:10 «Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой; Дух Твой благий да ведет меня в землю правды».
Если, сделав исследование и задав эти вопросы, мы пришли к выводу, что данная заповедь, постановление, устав или закон неприменимы к нам в Новом Завете, и наших обстоятельствах, времени и культуре, мы должны продолжать с уважением относиться к ним, как к части богодухновенного Слова Божьего. Мы должны постараться увидеть, чему можно научиться от данной заповеди или постановления о Боге, Его атрибутах, Его действиях, и о важных истинах Нового Завета, на которые данная заповедь может указывать. Например, законы о рабах, данные Богом в Ветхом Завете, неприменимы к нам в стране, где нет рабства. Но они могут чему-то научить нас о Боге. Эти законы не имеют аналогов в древнем мире. Они показывают Божье отношение к бедным и обездоленным и Его защиту их прав (Исх. 21:1-11).
Законы о получении прощения с помощью жертвы и священника из колена Левия учат нас, что значит настоящее покаяние, после которого Бог дарует прощение (Числа 5:6-8). Хотя сегодня мы не обязаны приносить жертву за грех, чтобы получить прощение, но исповедание греха и возмещение ущерба остаются важной частью покаяния. А вместо жертвы животного, от нас требуется вера в жертву Иисуса Христа. Ведь без этой жертвы и нашей веры в неё невозможно прощение. Вместо священника из колена Левия у нас есть Первосвященник и Ходатай пред Отцом – Иисус Христос.